«Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников».
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Я хотела бы начать своё выступление со слов Артура Шопенгауэра:
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.»
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Укрепление здоровья - это дело государственной важности.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Предлагаю вашему вниманию диаграмму Минздрава по состоянию здоровья современных школьников:
На диаграмме наглядно показано, что у большинства учащихся наблюдаются хотя бы минимальные проблему со здоровьем. Что же влияет на здоровье?
Основная часть.
Факторы, влияющие на здоровье:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; питание; здоровый образ жизни
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении): организация учебного процесса, методика организации урока; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время; создание условий психологического комфорта; организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания; соблюдение санитарно-гигиенических норм
Так как же правильно организовать работу по сохранению и укреплению здоровья школьников?
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
· проведение диспансеризации обучающихся;
· учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
· обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе.
· нормализация учебной нагрузки учащихся;
· организация горячего питания;
· применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Цель учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся:
Сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья детей. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
Компоненты работы по сохранению и укреплению здоровья школьников». (Раздаю коллегам буклет «Компоненты работы по сохранению и укреплению здоровья школьников».)
1. Образование в области здоровья, которое представляет собой последовательную спланированную школьную программу на весь курс обучения.
2. Физическое воспитание, которое представляет собой последовательную спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодной для всех учащихся.
3. Служба питания обеспечивает разнообразной вкусной и полезной пищей, способствует выбору здоровой пищи, а также поддерживает инструкции по питанию в классе и столовой.
4.Консультирование, психологическая и социальные службы включают базирующиеся в школе структуры социального обеспечения.
5. Здоровая среда школы имеет отношение как к физическому, так и к психологическому климату в школе.
6. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по повышению здоровья учащихся.
7. Соблюдение всех санитарно-гигиенических норм во время обучения и воспитания мл. школьников.
Необходимо использовать различные методы и формы проведения занятий: тематические лекции, познавательные беседы, семинары, пресс-конференции, экскурсии, тренинги, - которые вовлекают детей в обсуждение поставленной проблемы, учат анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Решения педсовета:
1.Регулярно проводить Дни здоровья с целью повышения уровня знаний учащихся по вопросам здоровья, приобщения к здоровому образу жизни (ответственные - классные руководители, руководители спортивных секций).
2.Последовательно и целенаправленно проводить воспитательную работу как в процессе учебных занятий, так и во внеурочное время с целью формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни, физическом самовоспитании (ответственные – классные руководители, учителя-предметники).
3.Проводить систематический анализ вовлечения учащихся в физкультурно –оздоровительную и спортивную работу во внеурочное время (ответственные – заместитель директора по воспитательной работе, руководители спортивных секций, классные руководители).
4 Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек (ответственные – педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник школы).
Закончить я хотела бы словами неизвестного автора: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж. Руссо