Специфика общения
детей раннего возраста
Четыре особенности:
-
рассматривание другого ребенка, знакомство с его внешностью;
-
бесцеремонностью и нечувствительностью к реакции сверстника: дети дергают ровесника за волосы, тащат за руку или за ногу, то есть играют с ним как с куклой;
-
наблюдение за действиями сверстника, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, речевые обращения.
-
дети весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают друг друга; негативные реакции на сверстника: ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством или вмешательством сверстника, доходящее до драки.
В детском общении выражается отношение к ровеснику как к равному ребенку существу, с которым можно баловаться, соревноваться, кривляться и пр. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу.
Подражание действиям сверстников может быть средством привлечения к себе внимания и основой для совместных действий. Дети кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы и пр. Подобная свобода общения приводит к тому, что сверстник помогает ребенку проявить свое самобытное начало, в
ыразить свою оригинальность.
Наиболее благоприятна для детского общения ситуация «чистого общения», когда дети находятся один на один друг с другом. Введение в ситуацию игрушки и участие взрослого ослабляет интерес к сверстнику.
Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако дети, реагируя на сверстника, стремятся главным образом выявить самих себя. Взаимодействие со сверстником вызывает ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, что вызывает у него бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою уникальность.
МБДОУ «Детский сад №251»
Подготовила:
Клименко Т.Ю.
Потребность в дружбе появляется у ребенка к 2-3 годам, когда малыш начинает посещать детский сад. Именно в этот момент в жизнь ребенка прочно и навсегда входят другие дети – сверстники.
Как научить ребенка общаться со сверстниками?
Учите ребенка быть отзывчивым. Учите считаться с интересами других детей. Если ваш ребенок настойчиво отбирает игрушку у другого малыша, необходимо объяснить ему, что девочка (мальчик) тоже хочет поиграть, а он потом может взять понравившуюся игрушку. А пока займите его чем-то другим.
Учите делиться. Например, ваш ребенок увлеченно играет, а рядом сидит другой малыш и наблюдает за ним. При этом у него нет своих игрушек. Предложите своей крохе пригласить его и поделиться игрушками.
Какие бывают проблемы в отношениях со сверстниками?
1. Агрессивные дети. В принципе, те или иные формы агрессии присущи большинству детей дошкольного возраста. Ведь практически все дети ссорятся, дерутся или обзываются. Однако у некоторых детей агрессия не только сохраняется, но и развивается.
Психологические исследования выявили факторы, влияющие на появление агрессивного поведения у детей. Среди них — особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает по телевизору или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и т. д.
2. Демонстративные дети. Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения с другими для таких детей выступают средством самоутверждения и привлечения внимания. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.
3. Обидчивые дети. Обида может быть вызвана разными причинами. Например, дети 2-3 лет могут расстраиваться из-за отрицательной оценки родителей, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников. Нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды. Например, образцом неадекватного проявления обиды может служить ситуация, когда девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к ним, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Очевидно, что в такой ситуации ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.
4. Застенчивые дети. Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 2-3-летнем возрасте. У некоторых детей это качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие. Застенчивые дети в общении с посторонними испытывают эмоциональный дискомфорт, страх любых публичных выступлений, даже если надо всего-навсего ответить на вопрос своего воспитателя на занятии.
Наблюдая за поведением ребенка, можно без труда заметить данные особенности. И, конечно же, необходимо принять меры, тем самым облегчив взаимодействие ребенка с другими людьми в будущем.