Просмотр содержимого документа
«Буклет "Все о шахматах"»
ФИГУРЫ
Покажите дошкольнику шахматные фигуры белую и черную пешки, коня, слона, ладью, ферзя, короля, обращая внимание ребенка на особенности их формы. Дайте ему пластилин, бумагу, ножницы, клей, карандаши, мел. Пусть лепит, рисует (на бумаге и асфальте); вырезает шахматные фигуры. Закрепить новый материал помогут игры:
“Шахматный кубик”.
Нарисуйте на бумаге каждую из шести шахматных фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Бросайте его по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани (можно сделать два кубика: с белыми и черными фигурами).
“Волшебный мешочек”.
В этой игре ребенок должен на ощупь определить, какую фигуру вы спрятали в мешочке.
“Угадайка”.
Словесно, с учетом цвета, опишите малышу какую-нибудь фигуру и предложите ему угадать, что это за фигура ,следующую фигуру опишет ребёнок. Теперь ваша очередь “поразмышлять”.
“Запретная фигура”.
Поставьте шахматные фигуры в один ряд. По вашей просьбе малыш должен называть все показываемые ему фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Поиграем — угадаем”.
Загадайте какую-нибудь фигуру. Малыш перечисляет шахматные фигуры, пока не назовет задуманную. Потом фигуру загадывает ребенок.
Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали. (ладья)
Хоть важная фигура - трусливая натура,
И ходит лишь на клеточку одну.
Других фигур работа - лишь на него охота.
Его поймаю и закончу я игру. (король)
Учимся, играя
В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают. (пешки)
Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет, так и по горизонтали.
Её ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать.
(ферзь)