Цель: профилактика совершения несовершеннолетними учащимися образовательного учреждения преступлений, правонарушений и общественно-опасных деяний.
Задачи:
- Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
- Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса;
- Создание программ индивидуального сопровождения ребенка попавшего в зону особого внимания с учетом социальной ситуации;
- Осуществление социально-психологической реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию через выявление причин возникновения и разработку комплекса мер устраняющих или компенсирующих последствия выявленных причин;
- Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными ситуациями;
- Организация социальной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребенка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;
Схема комплексного сопровождения несовершеннолетних «группы риска».
Принципы реализации:
Законности – недопущения ограничения и нарушения конституционных прав граждан.
Системности – разработка и проведение программ профилактических мероприятий на основе системного анализа поведения подростков.
Комплексности – организация межведомственного взаимодействия с привлечением общественных объединений, специалистов в сфере профилактики, родителей, педагогов.
Координации – достижение согласованности действий субъектов профилактики.
Превентивности – организация мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения.
Непрерывности – обеспечение целостности, динамичности, постоянства, развития и совершенствования профилактической деятельности.
Универсальности – организация и проведение мероприятий с учетом возможности реализации различных направлений профилактической деятельности.
Взаимодействие психологической службы с общественными организациями:
Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания – предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в трудных жизненных ситуациях по инициативе законных представителей либо должностных лиц органов и учреждений системы профилактики.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации – оказание социальной помощи и социальной реабилитации несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства – участвуют в проведении профилактических мероприятий с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, а также осуществляют меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Органы здравоохранения – распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних. Их родителей или законных представителей, а также пропагандируют здоровый образ жизни.
Органы службы занятости – участие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел – проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями.
Другие органы и учреждения, общественные объединения – органы культуры, досуга, спорта и туризма – привлекают несовершеннолетних к занятиям по интересам. Общественные объединения – принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством.
Меры профилактики правонарушений
1. Раннее выявление несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний.
2. Изучение семейной ситуации, ближайшего окружения несовершеннолетних.
3. Мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся.
4. Профилактика повторного совершения дисциплинарных нарушений
5. Профилактика суицидов.
6. Проведение рейдов совместно с представителями субъектов системы профилактики в семьи, посещение и анализ ЖБУ.
7. Мероприятия, направленные на вовлечение несовершеннолетних во внеурочную занятость
8. Профориентация.
9. Обеспечение психологической и компетентностной готовности педагогов к взаимодействию с несовершеннолетними, психологическая грамотность всех субъектов УВП.
Программа
«Профилактических мероприятий правонарушений несовершеннолетних психологической службы
школы»
Автор: психолог Билоус О.Н.