- Ребята, этот новый звук обозначается новой буквой – «ДЭ». Артикуляционная разминка. Да – да – да – в ручейке бежит вода. Ду – ду- ду- за водой сейчас пойду. Ды – ды – ды – принесу домой воды. Ди – ди – ди – каждый день идут дожди. Дя – дя – дя – зонтик нужен от дождя. - Этот звук какой? Гласный или согласный? (согласный) - Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и произнесём и послушаем этот новый звук! - Что происходит с воздухом? Он проходит свободно или встречает препятствия? - Какой звук может обозначать новая буква? (твёрдый, мягкий). - Он звонкий или глухой? (звонкий). Почему? (произносим с голосом; если шум есть, значит это глухой звук, но шума нет, значит этот звук – ЗВОНКИЙ). - Как вы думаете, а есть парный звук? (да, звук «Т»). Он звонкий или глухой? (глухой). Почему? (при произношении есть шум, значит это глухой). - Правильно, есть парный по глухости – звук «Т». - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - На что похожа новая буква? Физминутка - Ветер наш дубок качает, Вправо – влево наклоняет. Раз качнет, два качнет – Желудь с дуба упадёт. - Кто изображен на картинке? (дети) - Давайте составим схемы к этому слову. 1) Слоговая схема; - Делим слово на слоги! 2) Звуковая схема. - Сколько всего звуков в слове? (4). - Сколько гласных звуков? (2). - Сколько согласных? (2). - Какие здесь согласные звуки? (мягкие). Почему? (за согласным звук – «и», а он смягчает предыдущий согласный). - Куда падает ударение? Проверяем. - Обещаю не рычать, и огнём не баловать, В прятки будем мы играть И друг друга догонять. Что за сказочный герой? (дракон). 1) Слоговая схема. - Делим на слоги! 2) Звуковая схема. - Сколько всего звуков в слове? (6). - Сколько гласных звуков? (2). - Сколько согласных? (4). - Какие здесь согласные звуки? (твёрдые). - Куда падает ударение? Проверим. - Прочитаем все вместе слоги с новой буквой. - Назовите слоги с твёрдым согласным звуком. - Назовите слоги с мягким согласным звуком. - Найдите слова с новой буквой. - Давайте составим слова с новой буквой (пароход, лодка, тетрадь, вода, доска). - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко!». Я говорю начало предложения, а вы в конце должны назвать слово. Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил …(дом). Рядом жил поменьше гномик. Под кустом построил….(домик). - Что такое Дом? - где живут и работают люди, это школа; - место, где живёт семья; - Россия – наш общий дом. - Значит «ДОМ» - многозначное слово. - Встаньте те дети, которые в имени или фамилии имеют новый звук? 1.Чтение слов и слогов с новой буквой. - Откройте учебник «Азбука» на стр. 104-105. Давайте повторим, что мы узнали о новом звуке. - Он гласный или согласный? - Он звонкий или глухой? Почему? - Он твёрдый или мягкий? - Прочитаем слоги с новым звуком (стр.105). - Давайте прочитаем выделенные слова. - Определите место нового звука в словах. - Что общего у этих слов? (они все о воде). Физминутка (про медведя) - Составьте предложение со словом «вода». - Составьте схему этого предложения у доски. Беседа по иллюстрации «Водолазы ищут клады» - Ребята, это кто? - Что увидели водолазы в море? - Что делают водолазы? Чтение текста. - Понравился рассказ? Чем? - Трудна ли работа водолазов? Почему? - Как можно озаглавить этот текст? («Водолазы», «Под водой»). - Прочитаем рассказ по частям. - Как зовут детей, чей папа водолаз? - Какая работа была у водолазов? - Прочитайте слова с новым звуком. Где находится новый звук? - Сегодня вы познакомились с новым звуком и я прошу продолжить речевые высказывания: 1) Сегодня я узнал….(новый звук «д») 2) Теперь я умею……(находить звук в начале, в середине, в конце слова; читать слова с новой буквой). 3) Было интересно….(узнать о работе водолаза). ВЫВОД: ( Познакомились с новой буквой). (Читали слоги, слова с новым звуком). - Что вы можете сказать о звуке этой буквы? (согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким, имеет парный – «Т»). Вы сегодня хорошо занимались. Старались справиться со всеми заданиями. - Кому что запомнилось? - Вы все молодцы! Порадовали меня сегодня! Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова со звуком «Д». - ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ! - Ребята, посмотрите, у нас есть выставка книг. Очень много сказок и рассказов имеют в названии букву «ДЭ». ( назвать несколько книг)! ! ! («Дюймовочка», «Дядя Фёдор», «Дикие лебеди», «Детки в клетке»……). - Определите место нового звука в названии сказок?! Я думаю, что вы пойдёте в библиотеку и прочитаете эти рассказы и сказки. Загадки на новую букву. - Этот сказочный герой С очень доброю душой, Но дружить с ним не хотят Двое маленьких мышат. (Кот Леопольд) - Птица в озере купается – Шейка плавно изгибается. Спинка пышная бела, Также белы два крыла. (Лебедь) - Наступают холода. Мёрзнет на реке вода, Затвердеет и замрёт, Превратится в скользкий …(лёд). - Неуклюжий, косолапый, Зиму всю сосёт он лапу, Летом ест малину, мёд И протяжно так ревёт. (медведь). - Где находится новый звук? |