Конспект урока
1. Название модуля: «Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя».
2. Интегрирующая дидактическая цель: дать представление учащимся о разносклоняемых именах существительных и их особенностях.
3. Целевой план действий для учащихся:
углублять знания учащихся об имени существительном;
научить учащихся склонять разносклоняемые имена существительные;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к слову.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Вспомните, сколько склонений и падежей есть у имен существительных? Расскажите о каждом из склонений и падежей.
Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному. Какие категории Вы знаете у имени существительного? Как изменяются имена существительные? (Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.
Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.
В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.).
Уровень В.
Определите склонение и падеж предложенных имен существительных.
Окно, дверь, юноша, день, земля, сеть.
Ответ. Окно (2-е скл., ср.р.), дверь (3-е скл., ж.р.), юноша (1-е скл., м.р.), день (2-е скл., м.р.), земля (1-е скл., ж.р.), сеть (3-е скл., ж.р.).
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
Вставьте пропущенные буквы.
Сидел на пригорк_, куплю дочер_, вспомнил о мыш_, нет земл_, не бывал в филармони_, отдал долг стран_, почетную наград_ вручили Мари_ Ивановн_.
Ответ. Сидел на пригоркЕ, куплю дочерИ, вспомнил о мышИ, нет землИ, не бывал в филармониИ, отдал долг странЕ, почетную наградУ вручили МариИ ИвановнЕ.
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Разносклоняемые имена существительные
Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения-и: к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем(-ём): пламен[ем], пут[ём].
У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложных падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-): на знамени, знамёна.
В словах семя, стремя в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ян: семян.
В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква Е.
На знамени (на -мя).
в) закрепление ранее изученного материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык склонения разносклоняемых существительных.
Методический комментарий для учащихся: Просклоняйте имена существительные по образцу и выделите окончания.
И.п.
Время
Пламя
Путь
Р.п.
Времени
Д.п.
Времени
В.п.
Время
Т.п.
Временем
П.п.
О времени
Ответ.
И.п.
Время
Пламя
Путь
Р.п.
Времени
Пламени
Пути
Д.п.
Времени
Пламени
Пути
В.п.
Время
Пламя
Путь
Т.п.
Временем
Пламенем
Путём
П.п.
О времени
О пламени
О пути
Задание 2.
Цель: развивать умение находить разносклоняемые существительные среди других существительных.
Методический комментарий для учащихся: Подчеркните разносклоняемые имена существительные.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
Но вожак их - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Ответ.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
Но вожак их - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Задание 3.
Цель: развивать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте подходящие по смыслу разносклоняемые существительные. В случае затруднения используйте слова для справок.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Слова для справок: бремя, время, вымя, имя, племя, стремя.
Ответ.
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Задание 4.
Цель: развивать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли.
Время было в обрез.
Сколько время прошло?
У тебя нет время поговорить.
Ответ. Времени было в обрез. Сколько времени прошло? У тебя нет времени поговорить.
Задание 5.
Цель: развивать орфографическую зоркость, совершенствовать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи, выделять суффиксы.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы.
Мои родители сообщили мене о ценности знам…н… .
Я в будущем создам машину врем…н… .
На уроке нам рассказывали об опасности плам…н… .
Из маленького сем…н… вырастает большое дерево.
Мы своих домашних животных зовем по им…н… .
Ответ. 1. Мои родители сообщили мене о ценности знамени. 2. Я в будущем создам машину времени. 3. На уроке нам рассказывали об опасности пламени. 4. Из маленького семени вырастает большое дерево. 5. Мы своих домашних животных зовем по имени.
Уровень В.
Задание 1.
Цель: развивать умение находить разносклоняемые существительные среди других существительных, актуализировать знания учащихся о словосочетании.
Методический комментарий для учащихся: Выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными.
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Ответ.
Не знаю имени; твоего имени; (3) хватает времени; (4) изучениемсемени; семени пшеницы; покачаться в стремени; (5) из другогоплемени; (6) духовном пламени.
Задание 2.
Цель: развивать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: составьте предложения со следующими фразеологизмами.
Стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.
Возможный ответ. 1. Всадники ехали стремя в стремя. 2. Люди должны называть вещи своими именами. 3. Любая тайна хранится только до поры до времени.
Задание 3.
Цель: совершенствовать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные. В случае затруднения обратитесь к словам для справок.
1. (Сущ. И. п.) + костра.
2. Вожак + (сущ. Р. п.).
3. У него мало + (сущ. Р. п.).
4. Счастливого + (сущ. Р. п.).
5. Есть много красивых + (сущ. Р. п.).
Слова для справок: имя, время, пламя, путь, племя.
Ответ.
Пламя костра. 2. Вожак племени. 3. у него мало времени. 4. счастливогопути. 5. есть много красивых имен.
Задание 4.
Цель: развивать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли.
1. Сколько время прошло?
2. И пусть под знамя науки союз наш крепнет и растёт.
3. С тех пор прошло немало время.
Ответ. 1. Сколько времени прошло? 2. И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растёт. 3. С тех пор прошло немало времени.
Задание 5.
Цель: развивать орфографическую зоркость, совершенствовать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи, выделять суффиксы.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы.
Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад….
Мальчик пот…рял всякое представление о (время).
Татьяна тр...п…тала при одном (имя) барыни.
По в...черам меня мучает боль в (темя).
Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря.
С тех пор прошло немало (время).
Ответ. 1. Он освободил ногу из стремени и слез с лошади. 2. Мальчик потерял всякое представление о времени. 3. Татьяна трепетала при одном имени барыни. 4. По вечерам меня мучает боль в темени. 5. Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. 6. С тех пор прошло немало времени.
Уровень С.
Задание 1.
Цель: развивать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте подходящие по смыслу разносклоняемые существительные.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ...,
Что кислород всегда поддерживает … .
Над тем, как в булку превратить простое ... ,
С утра до вечера они чесали … .
Ответ.
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Задание 2.
Цель: развивать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: составьте предложения со следующими фразеологизмами.
Гореть синим пламенем, под бременем забот, до поры до времени, со времен царя Гороха, называть вещи своими именами.
Возможный ответ. 1. Начался пожар, все горело синем пламенем. 2. Он постарел под бременем забот. 3. Я помолчу до поры до времени. 4. Это имя известно со времен царя Гороха. 5. Уже давно пора называть вещи своими именами.
Задание 3.
Цель: совершенствовать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные.
1. Масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха.
2. Шел домой окольными + (сущ.Т. п.).
3. Для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.).
4. Птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений.
5. Фантастическая машина + (сущ. Р. п.).
6. Человек без роду, без + (сущ. Р. п.).
Ответ.
Масло делают из семян подсолнуха. 2. Шел домой окольными путями. 3. Для хобби нужно свободное время. 4. Птицы питаются семенамирастений. 5. Фантастическая машина времени. 6. Человек без роду, безплемени.
Задание 4.
Цель: развивать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли.
1. Прости, не знаю твоего имя.
2. И пусть под знамя науки союз наш крепнет и растёт.
3. Почему у отличников на все хватает время?
4. И по ботанике заняться изучением семяни пшеницы.
5. Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламяни.
От вет. 1. Прости, не знаю твоего имени. 2. И пусть под знаменемнауки союз наш крепнет и растёт. 3. Почему у отличников на все хватает времени? 4. И по ботанике заняться изучением семЕни пшеницы. 5. Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламЕни.
Задание 5.
Цель: развивать орфографическую зоркость, совершенствовать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи, выделять суффиксы.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы.
До поры до (время) не сеют (семя).
Одинцова (не) теряла (время) в уединени….
В отбл…сках (пламя) м…тались птиц….
Выр…сли мы в (племя).
Мечтайте, чтобы стать героями своего (время).
Нет т…желее (бремя), чем бе…делье.
Он (не) знал своего (имя).
Ответ. 1. До поры до времени не сеют семени. 2. Одинцова не теряла времени в уединении. 3. В отблесках пламени метались птицы. 4. Выросли мы в племени. 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего времени. 6. Нет тяжелее бремени, чем безделье. 7. Он не знал своего имени.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
К разносклоняемым относятся имена существительные:
а) ж.р. с нулевым окончанием;
б) ср.р. на –мя;
в) м.р. с окончанием –а;
г) слово путь.
2. Каковы особенности разносклоняемых имен существительных:
а) окончание 3-его склонения –и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
б) окончание 2-го склонения -е в Р., Д., Т. Падежах ед.числа;
в) окончание –им в Т.п. ед. числа;
г) суффикс –ен– во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
д) окончание -ен в Р., Д., Т., П. Падежах ед. числа.
3. Найдите существительные, которые относятся к разносклоняемым.
а) воля;
б) имя;
в) шимпанзе;
г) племя;
д) платок;
е) пламя.
4. В каком ряду все слова изменены по падежам верно (падежи расположены по порядку).
а) знамя, знамени, знамю, знамя, знаменим, о знамени;
б) пламя, пламени, пламени, пламя, пламенем, о пламени;
в) путь, путь, пути, пути, путём, о пути;
г) стремя, стремя, стремю, стремя, стремем, о стреми.
5. Найдите ряд слов, в котором все существительные разносклоняемые.
а) путь, стремя, ружьё, семя;
б) время, бремя, гостья, имя;
в) племя, знамя, вымя, темя;
г) поля, пламя, тополя, пень.
Ответы. 1 – б, г. 2 – а, г. 3 – б, г, е. 4 – б. 5 – в.
Уровень В
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
а) ж.р. с нулевым окончанием;
б) ср.р. на –мя;
в) м.р. с окончанием –а;
г) слово путь.
2. Каковы особенности разносклоняемых имен существительных:
а) окончание 3-его склонения –и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
б) окончание 2-го склонения -е в Р., Д., Т. Падежах ед.числа;
в) окончание –им в Т.п. ед. числа;
г) суффикс –ен– во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
д) окончание -ен в Р., Д., Т., П. Падежах ед. числа.
3. Найдите существительные, которые относятся к разносклоняемым.
а) воля;
б) имя;
в) шимпанзе;
г) племя;
д) платок;
е) пламя.
4. В каком ряду все слова изменены по падежам верно (падежи расположены по порядку).
а) знамя, знамени, знамю, знамя, знаменим, о знамени;
б) пламя, пламени, пламени, пламя, пламенем, о пламени;
в) путь, путь, пути, пути, путём, о пути;
г) стремя, стремя, стремю, стремя, стремем, о стреми.
5. Найдите ряд слов, в котором все существительные разносклоняемые.
а) путь, стремя, ружьё, семя;
б) время, бремя, гостья, имя;
в) племя, знамя, вымя, темя;
г) поля, пламя, тополя, пень.
6. В каждом ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква.
а) из стрем...ни, по им...ни, по пут..., времен...м;
б) по темен..., от бремен..., знамен...м, о племен...;
в) нет семен..., пут...м, пламен...м, от имен...;
г) о плам...ни, ко врем...ни, в стрем...ни, об им...ни.
Ответы. 1 – б, г. 2 – а, г. 3 – б, г, е. 4 – б. 5 – в. 6 – г.
Уровень С.
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
а) ж.р. с нулевым окончанием;
б) ср.р. на –мя;
в) м.р. с окончанием –а;
г) слово путь.
2. Каковы особенности разносклоняемых имен существительных:
а) окончание 3-его склонения –и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
б) окончание 2-го склонения -е в Р., Д., Т. Падежах ед.числа;
в) окончание –им в Т.п. ед. числа;
г) суффикс –ен– во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
д) окончание -ен в Р., Д., Т., П. Падежах ед. числа.
3. Найдите существительные, которые относятся к разносклоняемым.
а) воля;
б) имя;
в) шимпанзе;
г) племя;
д) платок;
е) пламя.
4. В каком ряду все слова изменены по падежам верно (падежи расположены по порядку).
а) знамя, знамени, знамю, знамя, знаменим, о знамени;
б) пламя, пламени, пламени, пламя, пламенем, о пламени;
в) путь, путь, пути, пути, путём, о пути;
г) стремя, стремя, стремю, стремя, стремем, о стреми.
5. Найдите ряд слов, в котором все существительные разносклоняемые.
а) путь, стремя, ружьё, семя;
б) время, бремя, гостья, имя;
в) племя, знамя, вымя, темя;
г) поля, пламя, тополя, пень.
6. В каждом ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква.
а) из стрем...ни, по им...ни, по пут..., времен...м;
б) по темен..., от бремен..., знамен...м, о племен...;
в) нет семен..., пут...м, пламен...м, от имен...;
г) о плам...ни, ко врем...ни, в стрем...ни, об им...ни.
7. Найдите разносклоняемые существительные с орфографическими ошибками.
а) на пути;
б) много семён;
в) ко времяни;
г) короткими путями;
д) именем;
е) по темени.
Ответы. 1 – б, г. 2 – а, г. 3 – б, г, е. 4 – б. 5 – в. 6 – г. 7 – б, в.
Оценка результатов.
Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».