СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква мягкий знак. Обозначение мягкости согласных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока -  раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме. На уроке использованы информационно-коммуникативные технологии, используется частично-поисковый метод.

 

Просмотр содержимого документа
«Буква мягкий знак. Обозначение мягкости согласных.»

УМК «Планета знаний»

1 класс

Обучение грамоте и развитие речи

Урок составил: Магаляс Н.В.

Тема: Буква ь. Обозначение мягкости согласных на письме.

Цель урока: раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи:

- раскрыть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных;

- развивать фонематический слух;

- учить читать слова и предложения с буквой ь (мягкий знак);

- способствовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;

- воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.



Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированного обучения;

- объяснительно-иллюстративного объяснения;

- словесно продуктивной и творческой деятельности;

- информационно-коммуникативные технологии







Ход урока

I Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке6

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ль правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?



Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живет в Букварике волшебный фокусник. Как его зовут, догадайтесь?

Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока

Мягкий голос.

Мягкий шаг,

Это буква…. (мягкий знак) (Слайд № 1)

- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цель нашей работы:

- познакомиться с новой буквой; учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;



Ii Изучение нового материала

Актуализация знаний

- Назовите буквы на экране: М, Н, О, П, У, Ш, А, Ж, ы, Д, И, ь(карточки на доске)

- На какие группы их можно разделить.

(на гласные и согласные)

- как произносятся согласные звуки? (нет преграды в ротике, произносим отравно)

-как произносятся гласные звуки? (можно пропеть, нет преграды в ротике)

Групповая работа. Дети распределяют буквы на гласные и согласные.



Согласные

Гласные


М

О

ь

Н

А


П

У


Ш

и


Ж

ы




- А к какой группе мы отнесем мягкий знак? (ни к гласным, ни к согласным, мягкий знак звука не обозначает)

-А для чего же нам нужен мягкий знак? (смягчает согласные звуки)

Мягкий знак – хитрый знак (слайд №2)

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Прочитайте слова и словосочетания (слайд №3)



Выполним звукобуквенный разбор слова окунь (карточки, один у доски)

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько звуков?

- Почему букв больше, чем звуков?



- Прочитайте пословицу:

У лодыря что ни день, то лень. (слайд №4)

- Как вы ее понимаете?

- А это замечательно быть ленивым человеком?

- К сожалению, это слово будет не раз встречаться на нашем уроке.

- Назовите мягкие согласные звуки



Работа по учебнику (страница 87)

- прочитайте слова (окунь, огонь, зверь, день, пень, лень)

- назовите мягкие звуки. Что их смягчило?

- Ребята, у нашего окуня есть маленькие детки. Как их можно ласково назвать? (окуньки)

- Давайте все данные слова ласково изменим (окуньки, огоньки, зверьки, деньки, пеньки)

- В этих словах где мы слышим мягкий знак? (в середине слова)

- Мы изменили слова, и мягкий знак спрятался в серединку.

Вывод: мягкий знак может стоять в начале слова и в середине слова

- А слово леньки есть? Вот видите, слово лень даже ласково не произносится.

Работа в парах.

- Какие из этих слов записаны схемами?

Iii Физминутка

- Какой зверек к вам сегодня приплыл в гости на урок? тюлень (слайд №5)

-Этот зверек не боится холодов, живет в холодных морях Северного Ледовитого океана, ныряет, резвится, ловит рыбу. Тюлень легко приручается и даже выступает в цирке.

Первичное чтение учителем

Уважаемый тюлень!

Вам не страшно

Каждый день

Прыгать с этой скользкой глыбы,

Глубоко нырять за рыбой?...

- Для меня страшнее лень! –

На лету сказал Тюлень.

- Как вы понимаете слова: Для меня страшнее лень!

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения.

- Выразительное чтение вслух (несколько учеников)

IV Закрепление изученного

-Каких животных, в произношении которых есть мягкий знак, вы знаете? (слайд №6,7)

Групповая работа

Распределите слова по группам. На какие группы их нужно распределить, подумайте сами.

Олень, голубь, медведь, ель, тополь, снегирь, ясень.

Звери

Рыбы

Птицы

Деревья

олень

окунь

голубь

ель

медведь

карась

снегирь

тополь

рысь


лебедь

ясень







-Подчеркните мягкий согласный звук

- Какая волшебная буква смягчила согласные звуки? (мягкий знак)



V Итог урока. Релаксация

- С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем волшебство этой буквы?

- Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живет в стране волшебных букв.

- Посмотрите на Пушистиков. У них разное настроение. Выберите себе такого Пушистика, который соответствует вашему настроению.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Спасибо всем. Урок закончен.





-



-