СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква ь – разделительный мягкий знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе

 Обучение чтению (Литературное чтение)

 Обучение письму (Русский язык)

Тема: Буква ь – разделительный мягкий знак

Используемое оборудование: 

презентация; мультимедийный проектор, экран, компьютер;  карточки со словами.

Просмотр содержимого документа
«Буква ь – разделительный мягкий знак»

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе

 Обучение чтению (Литературное чтение)

 Обучение письму (Русский язык)

Тема: Буква ь – разделительный мягкий знак

Цель урока: 

продолжить знакомство с буквой Ь;

познакомить с разделительной функцией Ь;

формировать навыки чтения слов с этой буквой;

совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста;

познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;

формирование навыка письма;

развивать память, речь, мышление, внимание;

воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.

Используемое оборудование: 

презентация;

мультимедийный проектор, экран, компьютер; 

карточки со словами.

 

1 урок

Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Мы начинаем наш урок. Вы к нему готовы? Хорошо, присаживайтесь.

Звучит песня «Бьют часы на старой башне» из кинофильма «Приключения Буратино». (слайд 2)

 

2. Повторение изученного материала

- Ребята, вы любите сказки? Тогда вы без труда отгадаете загадку про героя одной замечательной сказки. Послушайте загадку.

Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)

Рисунок с изображением Мальвины. (слайд 3)

Давайте составим схему имени Мальвина.

С чего мы начинаем?

Что нужно сделать, чтобы определить ударение в слове Мальвина? Позовите Мальвину.

Сколько слогов? Как проверить?

- Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше? Найдите в слове ту букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним все, что мы узнали об этой букве.

- Какую роль выполняет Ь в этом слове?  (Ответы детей).

Молодцы! 

3. Изучение нового материала

- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь.  Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик» (а какое полное название у книги и кто автор «Золото́й клю́чикили Приключе́ния Бурати́но» — повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого):

Он — актёр у Карабаса.

Он грустит, но он не плакса.

А для грусти есть причина —

Нравится ему Мальвина.

Даже больше! Он влюблён.

Ей стихи слагает он,

Взяв бумагу и перо.

Как поэта звать? … (Пьеро - картинка) (слайд 4)

- Запишите фломастером на листочке имя нашего героя и покажите мне.

Позовем его, чтобы узнать на какой слог падает ударение. Сколько слогов? Произнесите первый слог. Что мы слышим? Какой первый звук? Каким цветом его обозначим? Какие звуки слышим дальше? Послушайте, я произнесу: [й’э]. Как обозначим это слияние звуков? Произнесите второй слог. Какие звуки мы слышим? Каким цветом обозначим? Сколько звуков? Прочитаем слово по схеме.


Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?

Какой же вывод можно сделать? Для чего нужен в этом слове Ь? Что он разделяет?

Правило.

Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?

- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь? (слайд 5)

В процессе ответов детей на экране появляется схема:

 

 

 

согласная буква

 

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

е

ё

ю

и

я

(слайд 5)

 

4. Работа со столбиками слов.

- Ь помог нам превратить перо в Пьеро. Такое он может делать и с другими словами. Давайте прочитаем эти слова. Открываем букварь на 140 странице.

Убедились, что ь – буква-волшебник?


5. Минутка чистописания (слайд 7)

- Сейчас будем писать эту волшебную букву, но вначале подготовимся к письму.

Начинаем колдовать (сжим и разжим кулачки)

Двери в сказку открывать (разв руки)

Хоть замочек очень крепкий (руки в замок)

Металлический и цепкий

Мы сперва его покрутим

А потом 3 раза дунем

Покачаем, 1, 2, 3

Дверь замочек отопри

Двери открываются

Сказка начинается.

-Чтобы быстрее нам работалось, давайте красиво обведем скоростной поезд.

- Ребята, вы уже умеете писать букву Ь (слайд 8). Какие элементы помогают нам записать эту букву?

- Какими способами соединяется Ь с другими буквами?

- Давайте пропишем с какими гласными дружит разделительный мягкий знак.

(слайд 9)

- По образцу запишите пары слов и обведите зелёной ручкой разделительный ь. 


Гимнастика для глаз


6. Закрепление

- Буратино, как и вы, очень старался писать, что весь испачкался в чернила. Как ему теперь быть?

- Чтобы узнать, кто сможет помочь нашему герою прочитаем текст Модельер и стихотворение Портниха из букваря. (слайд 11)

-Самостоятельно прочитайте текст Модельер, найдите слова Ильи.


Модельер по ролям (слова Ильи мальчики, остальные слова – девочки)


Стихотворение «Портниха» читаем вполголоса хором.


- А как же нужно относиться к нашей одежде, чтобы она долго радовала нас своей красотой?


7. Звуковой анализ. (слайд 12)

- Теперь Буратино в новом наряде снова приступил к письму. Он списал слова и сделал звуковой анализ. Сделайте такую же работу, а потом проверим, кто сделал без ошибок.


Самопроверка на слайде.

- А что это у вас в прописи буквы Ю и Н? Может кто-то догадался что зашифровано?


Разгадывание ребусов.  


7. Итог урока

Какие две роли может выполнять Ь?

Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь?

Мы продолжим нашу работу на следующем уроке.



2-ой урок (слайд 15)

-Начнём наш урок с речевой разминки.

Прочитайте скороговорку про себя.

Курьера курьер обгоняет в карьер. (слайд 16)

-Как вы понимаете значение этой скороговорки?


Разминка для пальчиков. (слайд 17)


- А Пьеро подготовил для нас другие скороговорки. Давайте хором прочитаем их.

(в прописи)

-Запишите про Ульяну на верхнюю строку, а про Колю на нижнюю, ь обведите зелёным цветом. (слайд 18)


Быстрое чтение скороговорок.


А какая тема объединяет эти скороговорки? (труд людей)


- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от главного героя сказки «Золотой ключик». Кто этот герой? (слайд 19)

- А задание такое. У вас на партах лежат карточки со словами. Во всех этих словах есть  буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.


Учитель вызывает двух детей и надевает им маски Мальвины и Пьеро.


- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? Значит к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова. А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? И к Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.


Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.

Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.

 

 



         Выполнение задания. Работа проводится фронтально.


(слайд 20)

- Буратино читал стихотворение портниха, но запомнил только две строчки и записал их. Давайте прочитаем их и дополним до конца.

А теперь нам предстоит записать это предложение. Возьмите в руки зелёные ручки. Мы должны с вами обозначить все опасные места, чтобы не ошибиться при написании этого предложения.


Дети называют орфограммы и обозначают их в прописях. (слайд 21)


- Молодцы! Поставьте друг другу оценку за всю работу, закройте прописи и положите на край парты. (слайд 22)


4.     Физкультминутка

- Буратино тоже хочет принять участие в нашем уроке. Давайте осуществим его желание – проведем физкультминутку про Буратино. (слайд 23)

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.


К нам пришла черепаха Тортила. Она подготовила для нас загадку. Давайте вместе прочитаем её.

Букварь, с. 141 (слайд 24)


Хоровое чтение

Чтение по рядам

Игра Голова-хвост


По памяти



         - Сказочные герои, которые с нами сегодня уже второй урок, очень гордятся своими именами. Мальвине и Пьеро очень нравится, что в их именах есть Ь. И поэтому они решили нам напомнить и другие имена, в которых тоже есть Ь. Прочтите их. (слайд 25

        

Наталья

Софья

Ольга

Татьяна

Илья

- Найдите среди этих слов лишнее.

Лишнее имя Ольга, т.к. здесь Ь указывает на мягкость согласного, а в остальных именах есть разделительный Ь. Дети так же могут назвать имя Илья, т.к. оно мужское.

 

Измените слова так, чтобы в слове появился разделительный мягкий знак

Таня, Илюша, Маша, Даша, Уля, Наташа.

Татьяна, Илья, Марья, Дарья, Ульяна, Наталья.

 

 

7.     Итог урока

- О какой букве мы говорили с вами эти два урока? Какие роли Ь может выполнять в словах? Какие буквы разделяет Ь?  Что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, если они стоят после разделительного Ь? На что похожа буква Ь? Из каких элементов она состоит?

Действительно, ребята!

Оба знака хороши,

Достойны оба чести,

Ведь стоят они у нас

В очень, нужном месте!


- Спасибо вам за урок! Звучит песня «Бьют часы на старой башне» из кинофильма «Приключения Буратино». (слайд 26, 27)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!