СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы а и о в корне -зар- — -зор-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы а и о в корне -зар- — -зор-»

Урок №47

Тема. Буквы а и о в корне -зар- — -зор-

Цели урок а : научить правильно писать слова с чередованием а о в корне -зар- -зор-; сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить умение группировать слова по видам орфограмм.

Личностные УУД. Саморазвитие.

Регулятивные УУД. Самоанализ.

Познавательные УУД. Выявление основной и второстепенной информации. Преобразование визуальной информации в текстовую.

Коммуникативные УУД. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.

Тип урока: усвоение знаний.

Оборудование: учебник, карточки, компьютер.

Ход урока.

Ι. Организационный этап.

Внимание! Вы за парты ровно встали?

Приготовились писать?

Я, надеюсь, вы достали

Ручку, книгу и тетрадь?

Если так, тогда садитесь.

Будем знания получать.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

  1. Лингвистическая разминка. Игра «Выбираем рекордсмена». Игра проводится в парах. Условия игры: составить как можно больше новых слов, используя слово «выгорающий» (гора, рога, рай, воющий, роющий, вор…). Побеждает та пара, которая за отведённое время успела записать большее количество слов. Дополнительное задание: составить 2-3 предложения из составленных слов, выделить грамматическую основу.

  2. Проверка домашнего задания.

Назвать орфограммы. Какие ошибки были допущены в распределении слов по видам орфограмм? Как исправили? (- лаг –(-лож-), -рос-(-раст-), -гор-(-гар-), -кос-(-кас-).

III. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

Всё на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества – из атомов. Строители начинают строить дом с основной его части – фундамента. Без него не будет стоять дом. А без чего не может быть слова? (Без корня). Сегодня мы продолжим работу над корнями с чередующимися гласными. Следующая пара корней, которой командует ударение, - ЗОР- ( - ЗАР -). В обычных случаях без ударения пишется то же, что под ударением. А в этих корнях может быть и по-другому. Например, з´орька, з´рево, заря. Поэтому давайте обратимся к правилу в учебнике на странице 108.

IV. Работа над темой урока

  1. Знакомство с теоретическим материалом учебника (стр. 108).Учащиеся самостоятельно формулируют правило, определяют, какая информация в таблице учебника является избыточной, исключают её (о правописании под ударением). Правило правописания корня будет аналогично тому, которое сформулировано в § 37.


2.Упражнение 192. Работа сопровождается лексическим комментарием слова заря, анализом статьи толкового словаря. (Слайд 1)

  1. (Слайд 2)

Я уже упоминал о зарнице.

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы "зарят хлеб", - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее.

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово "заря" - одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные - хмурые, медленные. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия - закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок - от червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.  Горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда - это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

(К. Паустовский)
Выписать однокоренные слова ( зарницы, заря, заревой, «зарят»), выделить корень.

4. Выполнение упражнения 193. Выразительное чтение стихотворения учителем. Орфоэпическая работа. Записать слово «заря» во множественном числе, расставив ударение: зОри, зОрь, зОрям и зорЯм).

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

1. Коллективная работа по составлению таблицы к упражнению 194(только А-О), 195.

Корни

а - о

-кас-,-кос-


-лаг-, лож-


-гар-, -гор-


-зар-,-зор-


-раст-, -ращ-, -рос-


  1. Самостоятельная работа. Списать, вставить пропущенные буквы, выделить грамматические основы .(дидактический материал)

Широкая улыбка оз..ряла открытое и простодушное лицо Хоттабыча. Уже давно село солнце, оз..рив горизонт и тихое море красками поразительной кр..соты. Медленно догорает з..ря, и зажигаются на небе звёзды. Весенние з..ри сверкают над нашим жильём. Встаёт з..ря во мгле холодной.

Взаимопроверка работы.

VΙ. Подведение итогов урока в форме самоанализа.

VIΙ. Домашнее задание.

1.Выучить теоретический материал(стр. 108)

2. Выучить (упр.193) стихотворение. Подготовиться к письму по памяти.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс