СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч']

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч']

Цели урока:

Сформировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном со­гласном, познакомить с графическим образом букв Ч, ч, развивать фонема­тический слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.

Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

II.        Повторение пройденного. Актуализация знаний

1.    Работа с лентой букв на с. 127: гласные, обозначающие твердость со- гласного звука; гласные, обозначающие мягкость согласного звука.

-       Буквы Я, Е- когда они обозначают два звука?

-       Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?

-       Какие согласные бывают только звонкими? Как их еще называют? (Сонорные.)

-       Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие со­гласные звуки?

2.    Чтение текста «Подарки к празднику», с. 126.

-       Поставьте вопросы к первому предложению. (Кто приготовил по­дарки для ребят из детского сада?)

-       Как по-другому можно поставить вопрос? (Для кого приготовили по­дарки первоклассники?)

-       Поставьте вопросы к другим предложениям.

III.      Постановка темы и цели урока

-    Чем мы пишем? (Ручкой.)

Проводится звуко-буквенный анализ слова «ручка».

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда несешься вскачь?

Белый, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

-    О чем это стихотворение?

Проводится звуко-буквенный анализ слова «мяч».

-    Какой новый звук услышали? Сегодня мы научимся писать новые буквы, узнаем секрет нового звука.

IV.      Работа над новым материалом

1.   Звук [ч'] всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает.

-       Произнесите этот звук еще раз.

-       Что можно еще сказать о нем? (Глухой звук.)

2.   Знакомство с буквами Ч, ч. На что похожа буква Ч?

Ч мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

Первой букве в слове «чтение» -

Букве Ч мое почтение.

Е. Тарлапан

Написание буквы ч строчной в Прописи и две строчки в рабочей тетради.

3.         Чтение слогов слияния.

-    Хотя звук [ч1] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву А. В этом случае нельзя писать букву Я, так как звук [ч'] и так всегда мяг­кий. А в слоге чу пишется всегда У.

Письмо слогов и слов с буквой Ч на с. 27 в Прописи.

4.         Беседа о часах.

Учитель может организовать выставку часов.

-       У кого из вас дома есть часы?

-       А почему часы пользуются такой популярностью?

-       Можно ли в нашей жизни обойтись без часов?

-       Если у нас не будет часов, мы не сможет знать время, и будем везде опаздывать или приходить намного раньше назначенного времени.

-       Отгадайте загадки автора А. Кочергиной.

Быстрая течет река

Через годы и века.

(Время)

Прошло семь дней –

Конец и ей.

(Неделя)

Что за братцы?

Их пересчитал -

Год пропал.

Годы идут -

А они не растут.

Как тех братцев зовут?

(Месяцы)

-       Какие дни недели вы знаете?

-       В какие дни недели вы не посещаете школу?

-       Кто знает, сколько месяцев в году?

-       А кто знает названия всех месяцев по порядку?

-       В каком месяце вы пришли учиться в первый раз в первый класс?

   Чтение текста на с. 129 «Русской азбуки».

-       Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? (Левая часть отражает старину, а правая - современность.)

-       Какими часами пользовались в старину? (Солнечными, песочными, водными, механическими.)

-       А теперь какие виды часов используют?

   Звуко-буквенный анализ слова «часы».

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но они стоят на месте.

В. Орлов

-   Объясните, когда так говорят о часах: спешат, идут, стоят.

5. Запись предложений со словом «часы» после анализа.

6. Фонетическая зарядка.

-   Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.)

7.    Кто больше слов запомнит со звуком [ч'].

Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые черепки чашек. Чайник черничного чая. Чаевничают четверо: чиж, чечётка, чибис, чирок.

Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чуткая чайка черпает чаи чер­паком:

-   Чуть чижику. Чуть-чуть чибису. Чуток чирку. Чечётке чуточку. Чудное чаепитие!

(Л. Яхнин)

8.    Чтение слов на с. 130.

Родственные слова, выделение корня, слова-омонимы. С. 130.

-       Подчеркните в словах, напечатанных жирным шрифтом, сочетание чк. Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку.

-       Запишем в тетради:

Речка, ручка, тучка, лисички

9.    Игра «Горка».

10.  Письмо в Прописи на с. 28 букв Чч, слов «туча», «учу» после анализа. Запись предложений.

11. Звук заблудился.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала.

Волкам и беркутам на страх

 Кабан (чабан) пасет овец в горах.

Синеет море перед вами,

Летают майки (чайки) над волнами.

12. Работа по учебнику (с. 131). Чтение текста «Мы учимся».

-       Чем мы занимаемся на уроках?

-       Прочитайте пословицы нас. 131. Как вы их понимаете?

13. Слоговой аукцион. Продолжите слова:

чи...(-жик)            ча...(-шка)                че... (-ловек)

чер... (-теж)          пач...(-ка)                реч... (-ка)

свеч... (-ка)

14. Кто больше?

-       Придумайте слова, где звук [ч'] стоит в конце. (Грач, врач, плач, мяч, луч, печь, ночь, калач, сургуч, течь, сечь, речь.)

-       У кого кто? Как называются детеныши животных?

у зайца - ... (зайчонок)

у кролика - ... (крольчонок)

у белки - ... (бельчонок)

у галки - ... (галчонок)

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Запомнить пословицы на с. 131.