Урок по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный"
Цель: Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.
Задачи:
Формирование умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;тренировать умение выделять приставки в словах.
Развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.
Прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок формирования (открытия) новых знаний.
Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку
II. Актуализация знаний.
1.Выпишите слова с пропущенными орфограммами, разделяя их 2 две группы.
Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.
Оцените работу соседа по парте По каким признакам распределяли слова?
Ученики: (По специальному правилу и по сильной позиции)
По спец.правилу По сильной позиции
Предполагал солнышко
Жёлто-красным освещают
Рассыпались далекие
Посуду осинового
ковром
2.Словообразовательный анализ.
Безлунная, вырастут, расположение.
Учащиеся разбирают слова по составу и рассказывают об их образовании.
III. Проблемное объяснение нового знания:
Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.
А в какую группу вы отнесли слово ПОДЫСКАТЬ?
(По сильной позиции= ИЩЕТ)
Хорошо, но как быть со словом разЫскивать? На него тоже падает ударение?
- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)
- Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)
- Какова задача урока? Научиться это делать
Проанализируйте такие пары слов: НА ДОСКЕ
история – предыстория
интересный – безынтересный
играть – отыгрывать
заигрывать – подыгрывать
Выигрывать – разыгрывать
Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?
Сказать об исключениях МЕЖ СВЕРХ ВЗИМАТЬ
меж – межиздательский сверх –сверхинтересный контр –контригра дез – дезинформация |
Это слова с иноязычными приставками. Запомните иноязычные приставки!
Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.
Чтение правила Стр. учебника 91
IV. Первичное закрепление.
1) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание
Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный
3) Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.
Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные)
4) Составление словосочетаний. Учащиеся записывают словосочетания с глаголами.
Сыграть, подыскать, подытожить, разыграть. Разыскать.
(Разыскивать ручку, подытожить заседание, сыграть на баяне)
5)Объяснительный диктант.
Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и обозначая изучаемую орфограмму.
Об…грать в шашки, без…мянный палец, дез…нфекция помещения, сверх…нтересный рассказ, про…ски врагов, супер…нтересный фильм.
(Обыграть в шашки, безымянный палец, дезинфекция помещения, сверхинтересный рассказ, происки врагов, суперинтересный фильм).
А теперь давайте выполним несколько заданий.
Задание 1. Подберите приставку, способную изменить слово. Запишите получившиеся слова.
История, исходный, интересный, игра, интересовать, иск.
(Предыстория, безысходный, сверхинтересный, контригра, заинтересовать, розыск)
Задание 2. Ы или И?
Пере…зданный, по…ск, об…ск, с…гранный, роз…ск, из…сканный, меж…нститутский, дез…нформация, небез…нтересный.
(Переизданный, поиск, обыск, сыгранный, розыск, изысканный, межинститутский, дезинформация, небезызвестный)
(устно) Мини-тест.
1.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
А) под…грать, пред…стория, пред…дущий
Б) по…грать, под…скать, без…нтересный
В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный
Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный
2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?
А) с…грать, пере…грать, про…грать
Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция
В) до…грать, без…нтересно, от…граться
Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория
V.Домашнее задание.
VI.Итог урока (рефлексия деятельности)
1.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
А) под…грать, пред…стория, пред…дущий
Б) по…грать, под…скать, без…нтересный
В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный
Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный
2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?
А) с…грать, пере…грать, про…грать
Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция
В) до…грать, без…нтересно, от…граться
Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория
Приложения к уроку
Выпишите слова с пропущенными орфограммами, разделяя их 2 две группы.
Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.
Словообразовательный анализ.
Безлунная, вырастут, расположение.
Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание
Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный
Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.
Составление словосочетаний.
Сыграть, подыскать, подытожить, разыграть. Разыскать.
Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и обозначая изучаемую орфограмму.
Об…грать в шашки, без…мянный палец, дез…нфекция помещения, сверх…нтересный рассказ, про…ски врагов, супер…нтересный фильм.
Подберите приставку, способную изменить слово. Запишите получившиеся слова.
История, исходный, интересный, игра, интересовать, иск.
Ы или И?
Пере…зданный, по…ск, об…ск, с…гранный, роз…ск, из…сканный, меж…нститутский, дез…нформация, небез…нтересный.
(устно) Мини-тест.
1.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
А) под…грать, пред…стория, пред…дущий
Б) по…грать, под…скать, без…нтересный
В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный
Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный
2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?
А) с…грать, пере…грать, про…грать
Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция
В) до…грать, без…нтересно, от…граться
Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория