СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы и-ы после ц

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ãá᪨© ï§ëª. “ப 4»

Технологическая карта урока русского языка (урок 4)

  1. Тукаева Эльвира Равильевна, 4 курс, 401 группа

  2. Дата проведения: 26.02.2018 год

  3. Учитель: Сафиуллина Надия Чамалетдиновна

  4. Групповой руководитель: Жидкова Наталья Дмитриевна

  5. Класс: 5

  6. Тема урока: Буквы и-ы после ц

  7. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  8. Учебник: 5 класс. Учебник для общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.: М., «Просвещение», 2017 г.

  9. Оборудование: мультимедийная презентация

  10. Методы: метод работы с учебником, самостоятельная работа, фронтальная беседа

Цель: познакомить обучающихся с новой орфограммой – правописание и-ы после ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости у обучающихся.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать умения различать написание букв и-ы после ц, находить в предложениях слова с данной орфограммой;

  2. Развивающие: развивать аналитические способности учащихся;

  3. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному слову, умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв и-ы после ц в корнях, словах на –ция, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написание буквы е после ц в корне, проверяемой ударением, и буквы и-ы после ц в разных частях слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать или передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные технологии.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Моти-вация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностию.

Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово учителя:

- Отгадайте звук по «паспорту» (на слайде).

- Это особенный звук. Он будет гостем на нашем сегодняшнем уроке, а пока проверим изученное на прошлых уроках и домашнее задание.

Проверка домашнего задания, знания правил.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронталь-ная.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Листы обратной связи.

2.Акту-ализация и пробное учебное действие.


Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.


Лексическая разминка. Игра «Исправь ошибку» (на слайде).

-Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он это сделал? Исправьте его ошибки.

Словарный диктант « По следам былых ошибок»: ловкий, нарядить, вырезать, каникулы, фарфор, лесник, жюри, брошюра, парашютист, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, челка, шорох, черный, черт, шелк.

- Обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку.

Выполняют упражнения, участвуют в обучающей игре, отвечают на вопросы.

Фронталь-ная.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, письменная работа.

3.Выяв-ление места и причины затруд-нения.

Эвристичес-кая беседа. Ответы на вопросы.

- Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма (на слайде):

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал не мало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут цы, где ци.

- Цыпленок не знал, а вы знаете?

- Какие звуки слышатся во всех словах?

- А посмотрите, как написано!

-Почему?

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для полных ответов.

Индиви-дуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы.


Физкульт-минутка

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не дают они скучать.

Постучали, повертели и работать захотели.

Тихо все на место сели.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронталь-ная.


Выполняют физические упражнения

4.Целе-полога-ние и построе-ния проекта выхода из затруд-нения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристичес-кая беседа, подбор примеров иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающими, принимающими ее на себя.

- Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод.

Станция, огурцы, пальцы, циркуль, Синицын, цыпленок, цифры (на слайде).

- Что общего в словах-примерах?

- Давайте попробует разделить слова на группы (на слайде).

- По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и:

1. в словах на –ция (лекция, станция);

2. в корнях слов (циркуль, цирк).

Случаи написания ы:

  1. В окончаниях слов (огурцы, старцы);

  2. В суффиксах –ын- (Синицын, сестрицын).

- А почему слово цыпленок пишется через ы? Прочитаем в учебнике.

Организует и сопровождает учебную деятельность, дополняет ответы.


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Наблюдают за звуковым обозначением [ы] в словах, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивиду-альная, групповая.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или не успеха, связывая успехи с усилием и трудолюбием.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Задают вопросы для уточнения информа-ции

5.Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции постро-енного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Наблюдение за языковыми явлениями, составление схемы рассуждения по применению правила.

- Ребята, правило, которое мы с вами сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому нам необходим составить алгоритм, схему рассуждения (составление схемы, затем отражение на слайде, у каждого обучающегося на столе).


В сотрудничестве с учителем составляют алгоритм рассуждения.

Фронталь-ная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Устные ответы.

6.Пер-вичное закреп-ление с коммен-тирова-нием во внешней речи.

7.Самос-тоя-тельная работа с самопро-веркой по эталону.


Обобщение и системати-зация знаний и формиро-вание рациональных способов применения их на практике. Выполнение разно-уровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов.

1.Распределительный диктант.

- Распределите по столбикам слова с цы и с ци: цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.

2.Выборочно-восстановительный диктант.

- Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание и-ы после ц». По выписанным словам составьте словосочетания:

На берегу реки расположился цыганский табор. Старый цыган повел коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые.

3.Игра «Лови ошибку».

- К нам очередной раз приходит письмо от Незнайки, давайте прочтем его и исправим ошибки (на слайде).

4.Творческий диктант «лови ошибку».

- Точная выдержка из текста (цитата);

- Прикрикнуть на кого-либо с угрозой (цыкнуть);

- Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция);

- Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Индиви-дуальная, групповая.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы. Письменная работа.

8.Вклю-чение в систему знаний и повто-рение.

Обобщение полученных на уроке сведений, контроль, оценивание работы на уроке.

Тест по теме «Правописание и-ы после ц» (карточки):

  1. Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква и: а) ц_рковой, ц_ферблат, ц_кнуть; б) ц_тата, дисц_плина, милиц_я.

  2. Подчеркните слово в котором допущена ошибка: конституция, на ципочках, нумерация, циклон.

  3. Напишите слово: а) призыв на военную службу_________; б) номер с которым выступают в цирке____; в) лекарство для прививок_____; г) основной закон государства______.

Отвечают на вопросы теста.

Фрон-тальная.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа. Оценивание работы обуча-ющихся.

9.Реф-лексия учебной деятель-ности на уроке (итог урока).

Заключитель-ная беседа по вопросам.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, не понравился – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.


Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретении. Новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

Листы обратной связи.

10.Дома-шнее задание.


- Запишите домашнее задание Упр. 464

Записывают домашнее задание










Отметка:_______________

Подпись учителя:________________ Дата: 26.02.2018 г.

Просмотр содержимого презентации
«ãá᪨© ï§ëª. “ப 4»

[?] – согласный, глухой, твердый, непарный.
  • [?] – согласный, глухой, твердый, непарный.
Хоккей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Жёрнов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.
  • Хоккей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
  • Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.
  • Жёрнов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.
Л о вкий (лОвок), выр е зать (порЕз), к а никулы (словарное слово), л е сник (лЕс), крыж о вник (слово-исключение), ш ё пот (шЁпот, ш е птать), ж ё лтый (жЁлтый, ж е лтеть), ш о колад (шоколАд),ш о в (слово-исключение), ч ё рный (чЁрный, ч е рнеть), ш ё лк (шЁлк, ш е лкопряд), обж ё г лицо (глагол), сильный ож о г (существительное), пол а гать (суф-кс А), предл о жение (нет суф-са А), росток (слово-исключение), р а стение (сочетание СТ), выр о сла (нет сочетаний СТ/Щ), ростовщик (слово-исключение), отрасль (слово-исключение).
  • Л о вкий (лОвок), выр е зать (порЕз), к а никулы (словарное слово), л е сник (лЕс), крыж о вник (слово-исключение), ш ё пот (шЁпот, ш е птать), ж ё лтый (жЁлтый, ж е лтеть), ш о колад (шоколАд),ш о в (слово-исключение), ч ё рный (чЁрный, ч е рнеть), ш ё лк (шЁлк, ш е лкопряд), обж ё г лицо (глагол), сильный ож о г (существительное), пол а гать (суф-кс А), предл о жение (нет суф-са А), росток (слово-исключение), р а стение (сочетание СТ), выр о сла (нет сочетаний СТ/Щ), ростовщик (слово-исключение), отрасль (слово-исключение).
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал не мало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал не мало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Станция Огурцы Пальцы Циркуль Синицын Цыпленок Цифры
  • Станция
  • Огурцы
  • Пальцы
  • Циркуль
  • Синицын
  • Цыпленок
  • Цифры
По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

Слова-исключения: Ц ы ган, ц ы пленок, на ц ы почках, ц ы кнуть, ц ы ц. Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Слова-исключения:

  • Ц ы ган, ц ы пленок, на ц ы почках, ц ы кнуть, ц ы ц.

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Распределительный диктант:

Распределительный диктант:

  • Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.
Курицын Цыпленок Белолицый Щипцы Куницын Овцы Цыган Сестрицын Цинк Цитата Акация Циркуль Информация Цифра Милиция
  • Курицын
  • Цыпленок
  • Белолицый
  • Щипцы
  • Куницын
  • Овцы
  • Цыган
  • Сестрицын
  • Цинк
  • Цитата
  • Акация
  • Циркуль
  • Информация
  • Цифра
  • Милиция


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя