Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Моти-вация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностию. | Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово учителя: - Отгадайте звук по «паспорту» (на слайде). - Это особенный звук. Он будет гостем на нашем сегодняшнем уроке, а пока проверим изученное на прошлых уроках и домашнее задание. Проверка домашнего задания, знания правил. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь-ная. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. | Листы обратной связи. |
2.Акту-ализация и пробное учебное действие. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Лексическая разминка. Игра «Исправь ошибку» (на слайде). -Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он это сделал? Исправьте его ошибки. Словарный диктант « По следам былых ошибок»: ловкий, нарядить, вырезать, каникулы, фарфор, лесник, жюри, брошюра, парашютист, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, челка, шорох, черный, черт, шелк. - Обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку. | Выполняют упражнения, участвуют в обучающей игре, отвечают на вопросы. | Фронталь-ная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, письменная работа. |
3.Выяв-ление места и причины затруд-нения. | Эвристичес-кая беседа. Ответы на вопросы. | - Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма (на слайде): Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал не мало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут цы, где ци. - Цыпленок не знал, а вы знаете? - Какие звуки слышатся во всех словах? - А посмотрите, как написано! -Почему? | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для полных ответов. | Индиви-дуальная, групповая. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы. |
| Физкульт-минутка | Вот помощники мои, их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не дают они скучать. Постучали, повертели и работать захотели. Тихо все на место сели. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фронталь-ная. | | Выполняют физические упражнения |
4.Целе-полога-ние и построе-ния проекта выхода из затруд-нения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристичес-кая беседа, подбор примеров иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающими, принимающими ее на себя. - Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод. Станция, огурцы, пальцы, циркуль, Синицын, цыпленок, цифры (на слайде). - Что общего в словах-примерах? - Давайте попробует разделить слова на группы (на слайде). - По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и: 1. в словах на –ция (лекция, станция); 2. в корнях слов (циркуль, цирк). Случаи написания ы: -
В окончаниях слов (огурцы, старцы); -
В суффиксах –ын- (Синицын, сестрицын). - А почему слово цыпленок пишется через ы? Прочитаем в учебнике. Организует и сопровождает учебную деятельность, дополняет ответы. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Наблюдают за звуковым обозначением [ы] в словах, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Индивиду-альная, групповая. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или не успеха, связывая успехи с усилием и трудолюбием. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Задают вопросы для уточнения информа-ции |
5.Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции постро-енного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Наблюдение за языковыми явлениями, составление схемы рассуждения по применению правила. | - Ребята, правило, которое мы с вами сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому нам необходим составить алгоритм, схему рассуждения (составление схемы, затем отражение на слайде, у каждого обучающегося на столе). | В сотрудничестве с учителем составляют алгоритм рассуждения. | Фронталь-ная. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Устные ответы. |
6.Пер-вичное закреп-ление с коммен-тирова-нием во внешней речи. 7.Самос-тоя-тельная работа с самопро-веркой по эталону. | Обобщение и системати-зация знаний и формиро-вание рациональных способов применения их на практике. Выполнение разно-уровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов. | 1.Распределительный диктант. - Распределите по столбикам слова с цы и с ци: цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция. 2.Выборочно-восстановительный диктант. - Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание и-ы после ц». По выписанным словам составьте словосочетания: На берегу реки расположился цыганский табор. Старый цыган повел коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые. 3.Игра «Лови ошибку». - К нам очередной раз приходит письмо от Незнайки, давайте прочтем его и исправим ошибки (на слайде). 4.Творческий диктант «лови ошибку». - Точная выдержка из текста (цитата); - Прикрикнуть на кого-либо с угрозой (цыкнуть); - Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция); - Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые). | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Индиви-дуальная, групповая. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. Письменная работа. |
8.Вклю-чение в систему знаний и повто-рение. | Обобщение полученных на уроке сведений, контроль, оценивание работы на уроке. | Тест по теме «Правописание и-ы после ц» (карточки): -
Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква и: а) ц_рковой, ц_ферблат, ц_кнуть; б) ц_тата, дисц_плина, милиц_я. -
Подчеркните слово в котором допущена ошибка: конституция, на ципочках, нумерация, циклон. -
Напишите слово: а) призыв на военную службу_________; б) номер с которым выступают в цирке____; в) лекарство для прививок_____; г) основной закон государства______. | Отвечают на вопросы теста. | Фрон-тальная. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменная работа. Оценивание работы обуча-ющихся. |
9.Реф-лексия учебной деятель-ности на уроке (итог урока). | Заключитель-ная беседа по вопросам. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, не понравился – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретении. Новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки. | Листы обратной связи. |
10.Дома-шнее задание. | | - Запишите домашнее задание Упр. 464 | Записывают домашнее задание | | | |