Методическая разработка по теме
«Буквы Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
(6 класс, учебник русского языка М.М.Разумовской, С.И.Львовой,
В.И. Капинос, В.В.Львова).
Тема: Буквы Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» (слайд 1)
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения правописания –н- и –нн- в причастиях и прилагательных, закреплять умения различать прилагательные и причастия. (слайд 2)
Планируемые результаты:
Предметные – ученики осуществляют правильный выбор написания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.
Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
Организационный момент. (2 мин)
Класс делится на 2 группы, урок проходит в форме соревнования, за каждый правильный ответ команда получает смайлик.
Проверка домашнего задания. (5 мин.)
Найти 5 пословиц и поговорок с причастиями, у причастий выделить суффиксы, указать действительное или страдательное, время. (Например: 1.Подстреленного сокола и ворона носом долбит. 2.Посеяно с лукошко, так и вырастет немножко. 3.Проданная скотинка не своя животинка. 4.Не нужен ученый, а нужен смышленый. 5. Дуга золоченая, сбруя ременная, а лошадь некормленая.)
Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.
Обращение к эпиграфу урока - пословице: «Причастие учить – ум точить!» Как вы думаете, справедливо ли это высказывание? Докажите. (2 мин) (слайд 3)
Мы знаем, как выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных. Повторим правила написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от существительных (задание: в предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадку. Объяснить выбор, рассказать правило). (5 мин)
Предложения:
1.Золотое яблоко по серебрян _ому блюдечку катается. (солнце) (слайд 4,5)
2.Зелен_ая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а не человек.(береза ) (слайд 6,7)
3.Летит огнен_ая стрела, никто ее не поймает (молния) (слайд 8,9)
4.Поле не мерян_о, овцы не считан_ы, пастух рогат (небо, звезды, месяц) (слайд 10,11)
5.На окне - стеклянный пруд, а рыбачить - не дают! (аквариум ) (слайд 12,13)
6.Нехожен_ая дорожка посыпа_на горошком. (небо, звезды) (слайд 14,15)
7.Шапочка алая, жилеточка неткан_ая, кафтанчик рябенький. (курица) (слайд 16,17)
Проверим:
Этап целеполагания и планирования.
Что не получилось в предложениях под №6,7? Как определяли правописание слов «нехоженая», «посыпана», «нетканая»? Как вы думаете, можем ли воспользоваться знакомым правилом «Н и НН в суффиксах прилагательных? Почему? Какая проблема перед нами встала? Как будем решать? Сформулируйте проблему, тему урока, цели. Как будем достигать? По какому плану? (2 мин)
Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.
Групповая работа. Распределить слова по группам по какому-либо основанию, мотивировать это деление. Учащиеся работают с предложенным материалом: осмысляют, анализируют, группируют слова, выводят правило и оформляют выводы в виде таблицы, схемы, алгоритма. (5 мин)
Материал для наблюдения, анализа и распределения по столбикам (материал на распечатках) (слайд 18):
Покрашенный пол, крашеный пол, крашенный летом пол, перегруженная баржа, груженая баржа, негруженая баржа, груженная песком баржа, вареные овощи, варенные в котелке овощи, овощи сварены, сваренные овощи, жареная рыба, жаренная в масле рыба, купленный товар, товары куплены.
Возможная таблица «Н и НН в суффиксах причастий» (на термин «отглагольные прилагательные» учащиеся на данном этапе могут не выходить): (слайд 19)
н | нн |
груженая баржа, негруженая баржа, вареные овощи, овощи сварены, крашеное полотно, некрашеное полотно, жареная рыба, товары куплены. | Перегруженная баржа, груженная песком баржа, варенные в котелке овощи, сваренные овощи, выкрашенное полотно, жаренная в масле рыба, купленный товар. |
(слайд 20)
Н в кратких причастиях | НН в полных причастиях | Н в … |
овощи сварены, товары куплены. | Перегруженная баржа, груженная песком баржа, варенные в котелке овощи, сваренные овощи, выкрашенное полотно, жаренная в масле рыба, купленный товар. | Груженая баржа, негруженая баржа, вареные овощи, крашеное полотно, некрашеное полотно, жареная рыба. |
Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.
Посмотрим фрагмент видеоурока http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/n-i-nn-v-suffiksah-stradatelnyh-prichastiy-i-otglagolnyh-prilagatelnyh (4 мин) (слайд 21)
Сравнить со своими выводами, что получилось или не получилось, в чем оказались правы или не правы. Аргументируйте свои ответы.
Составим алгоритм для определения правописания н и нн (3 мин) (слайд 22,23)
Н(отглагольное прилагательное) | УСЛОВИЯ | НН (причастия) |
НЕТ | 1.СУФ. – ОВА-, -ЕВА- | ЕСТЬ |
-ЕН-, -Н- | 2. Кроме НЕ и ПОЛУ | -ЕНН-, НН- |
| 3.ЗАВИСИМОЕ СЛОВО | |
| 4.ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА СОВ.В. | |
ИСКЛЮЧЕНИЯ:невиданный, неслыханный,нежданный, негаданный,желанный, священный,нечаянный, чеканный, деланный, жеманный, медленный. | | |
Писаная красавица,конченый человек, прощеное воскресенье. | | |
Задание: вставь пропущенные буквы (по цепочке, за правильный ответ - смайлик) (3 мин) (слайд 24)
созда…ый, изгна….ый, чита….ый, высуше…ый, паре….ый, раската….ый, обожже….ый, привяза…ый, пута….ый, ввере….ый, изображе….ый, узна….ый
проверим: созданный, изгнанный, читаный, высушенный, пареный, раскатанный, обожженный, привязанный, путаный, вверенный, изображенный, узнанный.
Физкультминутка. (1 мин) (слайд 25,26)
Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними
Из слов, записанных в начальной форме, соберите пословицу: (2 мин)
Ворона, куст, бояться, и, пуган_ый. (слайд 27)
( Пуганая ворона и куста боится). (слайд 28)
Интерактивный тест. (5 мин)
Этап контроля. (слайд 29)
Выпишите номера словосочетаний, в которых пишется НН. (4 мин)
1вариант:1. Незван_ый гость, 2. Посеян_ые озимые, 3. Дело сделан_о, 4. Вскипячен_ая вода, 5. Создан_ый документ, 6. Собрание не проведен_о, 7.Запутан_ая тропинка, 8. Вязан_ый крючком свитер, 9. Крашен_ый краской забор, 10. Копчен_ая рыба.
2 вариант: 1.Варен_ый картофель, 2. Пожарен_ая рыба, 3. Гружен_ая кирпичом машина, 4. Пуговица оторван_а, 5. Сушен_ые овощи, 6. Выглажен_ое белье, 7. Связан_ый свитер, 8. Фрукты заморожен_ы.
9. Некошен_ый луг, 10. Причесан_ые волосы.
Взаимопроверка. Оценивание.
1 группа: 2, 4, 5, 7, 8, 9
2 группа: 2, 3, 6, 7,10
7. Рефлексия. (1 мин) (слайд 30)
О чем узнали на уроке? Что нового для себя открыли? Что было интересным? Что удалось? Почему? Что не удалось, вызвало затруднение? Почему? Над чем надо будет поработать на следующем уроке?
Поднимите карточки:
!!! – понял, смогу объяснить товарищу,
! – понял, но не совсем уверен,
? – не все понял, надо еще позаниматься.
8.Домашнее задание.(1мин) (слайд 31)
На выбор:
Вспомнить фразеологизмы, в состав которых входят причастия и отглагольные прилагательные.
Составьте небольшой текст с использованием причастий и отглагольных прилагательных
Упр.698