СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы о и а в корнях -зар- – -зор-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы о и а в корнях -зар- – -зор-»

Русский язык 6 класс

Тема. БУКВЫ О И А В КОРНЯХ -ЗАР- – -ЗОР-

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование -о-, -а-; способствовать формированию умений осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать его в ходе действий по применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы; совершенствовать орфографические навыки; способствовать развитию навыков работы.

Планируемые результаты

Предметные: знание условий выбора букв а и о в корне –зар-, -зор-; умения распознавать слова с корнем -зар зор- и применять правило их написания; владение на выками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Метапредметные:

познавательные: понимают информацию устного сообщения, владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, извлекают информацию из учебника, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче; применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Сценарий урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Лингвистическая разминка

– На острове Орфография есть город. Кореньград – столица этого острова. Сегодня в нем нас ожидает в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Но стражи города – Ударения – не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим лингвистическую задачу.

Перед вами, слова: г..ра, г..реть, г..ристый, заг..р, уг..рный, г..рный, з..ря. «Разведите» эти слова по их родовым гнездам. Значение одного – «пылать», другого – «возвышаться».

Взаимопроверка:

Возвышаться

Пылать

гора, гористый, горный

гореть, загар, угарный

– Вспомните правила, которым подчиняется правописание гласных в корнях этих слов.

(слова первого столбика –с проверяемой безударной гласной корня, а слова второго столбика – с чередующейся гласной. Вспоминают правило правописания корней )

– Вспомните, пожалуйста, от чего может зависеть написание чередующей гласной в корне слова? (от ударения, суффикса -а-  после корня).

3. Этап выявления места и причины затруднения

– Вернемся к словам. В какую колонку записали слово З..РЯ?

– Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (глазодвигательный тренинг)

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить

– Что нам с вами предстоит узнать? Какие цели мы можем перед собой поставить?

– Проанализируйте слова, записанные на доске, выделив в них корни

з..ря з..рька

оз..рённый з..ри

– Обратите внимание, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

– Как вы думаете, с чем это связано? (высказывают предположения).

– Поставьте ударения в данных словах. Сделайте вывод. Составьте словосочетания с этими словами.

5. Этап реализации построенного проекта

– Проверьте правильность вывода: рассмотрите таблицу на с. 108.

– Что ещё нового узнали? (исключение: за́рево)

– Теперь вы можете ответить, букву О или А необходимо написать в слове З..РЯ?

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1. Выполнение упражнений 193; 195 (инд.). Проверка 2-3 тетрадей.

2. Слуховой диктант (выпишите из словосочетаний слова с изученной орфограммой. Выделите корни, поставьте ударение.

Вечерняя заря, летние зори, зоренька ясная, багровое зарево, яркие зарницы, ни свет ни заря; летний загар, загорать на солнце, нагар на свечке, молоко пригорело, лампочка перегорела

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Блицтест

1. На что нужно обращать внимание, когда пишешь слова с корнями -зар- – -зор-?

  1. На ударение.

  2. На значение.

  3. На суффикс –а- в слове.

2. Все ли слова относятся к данному правилу: озарить, зори, заря, зарегистрировать, зараза, зарядка, зоренька, зарезать, озарение, зарницы?

  1.  Да.

  2. Нет.

3. Все ли слова  написаны правильно: озарять, зорька, озаряя, зарничный, зоревать, зорюшка, озаривший, озарённый, озарённость, озорившийся?

  1. Да

  2. Нет.

Самопроверка: 1а, 2б, 3б

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

– Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях с чередованием.

–Ребята, напишите сочинение-миниатюру(5-6 предложений) на тему «Осенний вечер» (используя слова с чередующимися гласными А-О (музыкальный фон).

1-2 учащихся читают свои работы.

9. Информация о домашнем задании

1) Изучить §38, повторить §36, 37

2) Сильным уч-ся: упражнение 194 3) Слабым уч-ся упражнение 193


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!