Русский язык 6 класс
Тема. БУКВЫ О И А В КОРНЯХ -ЗАР- – -ЗОР-
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование -о-, -а-; способствовать формированию умений осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать его в ходе действий по применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы; совершенствовать орфографические навыки; способствовать развитию навыков работы.
Планируемые результаты
Предметные: знание условий выбора букв а и о в корне –зар-, -зор-; умения распознавать слова с корнем -зар зор- и применять правило их написания; владение на выками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.
Метапредметные:
• познавательные: понимают информацию устного сообщения, владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, извлекают информацию из учебника, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче; применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Сценарий урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Лингвистическая разминка
– На острове Орфография есть город. Кореньград – столица этого острова. Сегодня в нем нас ожидает в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Но стражи города – Ударения – не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим лингвистическую задачу.
Перед вами, слова: г..ра, г..реть, г..ристый, заг..р, уг..рный, г..рный, з..ря. «Разведите» эти слова по их родовым гнездам. Значение одного – «пылать», другого – «возвышаться».
Взаимопроверка:
Возвышаться | Пылать |
гора, гористый, горный | гореть, загар, угарный |
– Вспомните правила, которым подчиняется правописание гласных в корнях этих слов.
(слова первого столбика –с проверяемой безударной гласной корня, а слова второго столбика – с чередующейся гласной. Вспоминают правило правописания корней )
– Вспомните, пожалуйста, от чего может зависеть написание чередующей гласной в корне слова? (от ударения, суффикса -а- после корня).
3. Этап выявления места и причины затруднения
– Вернемся к словам. В какую колонку записали слово З..РЯ?
– Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (глазодвигательный тренинг)
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить
– Что нам с вами предстоит узнать? Какие цели мы можем перед собой поставить?
– Проанализируйте слова, записанные на доске, выделив в них корни
з..ря з..рька
оз..рённый з..ри
– Обратите внимание, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.
– Как вы думаете, с чем это связано? (высказывают предположения).
– Поставьте ударения в данных словах. Сделайте вывод. Составьте словосочетания с этими словами.
5. Этап реализации построенного проекта
– Проверьте правильность вывода: рассмотрите таблицу на с. 108.
– Что ещё нового узнали? (исключение: за́рево)
– Теперь вы можете ответить, букву О или А необходимо написать в слове З..РЯ?
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Выполнение упражнений 193; 195 (инд.). Проверка 2-3 тетрадей.
2. Слуховой диктант (выпишите из словосочетаний слова с изученной орфограммой. Выделите корни, поставьте ударение.
Вечерняя заря, летние зори, зоренька ясная, багровое зарево, яркие зарницы, ни свет ни заря; летний загар, загорать на солнце, нагар на свечке, молоко пригорело, лампочка перегорела
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Блицтест
1. На что нужно обращать внимание, когда пишешь слова с корнями -зар- – -зор-?
На ударение.
На значение.
На суффикс –а- в слове.
2. Все ли слова относятся к данному правилу: озарить, зори, заря, зарегистрировать, зараза, зарядка, зоренька, зарезать, озарение, зарницы?
Да.
Нет.
3. Все ли слова написаны правильно: озарять, зорька, озаряя, зарничный, зоревать, зорюшка, озаривший, озарённый, озарённость, озорившийся?
Да
Нет.
Самопроверка: 1а, 2б, 3б
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
– Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях с чередованием.
–Ребята, напишите сочинение-миниатюру(5-6 предложений) на тему «Осенний вечер» (используя слова с чередующимися гласными А-О (музыкальный фон).
1-2 учащихся читают свои работы.
9. Информация о домашнем задании
1) Изучить §38, повторить §36, 37
2) Сильным уч-ся: упражнение 194 3) Слабым уч-ся упражнение 193