СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксаз и окончаниях прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»

Областной конкурс

профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»







Урок русского языка в 6 классе. Тема «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных».








Помыканова Наталья Ивановна

учитель русского языка и

литературы

МОУ – ООШ с.Рюхов

Унечского района

Брянской области




2010 год

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Цели:

  • Образовательная: повторить написание букв о и е после шипящих в корне слова, повторить написание букв о и е после шипящих и ц

  • в суффиксах и окончаниях существительных, совместно с учащимися открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных; научиться применять данное правило.

  • Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в парах;

  • Воспитательная: воспитывать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык. 6 класс».

  • Компьютер, проектор.

  • Карта путешествия.

  • Алгоритм.

  • Перфокарты.

  • Дневник путешественника.

  • Орфографическое лото.

  • Дерево успеха.

Тип урока: урок - путешествие

Ход урока

I. Организационный момент. 1 слайд

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

Цели путешествия. 2 слайд

Внимание! Перед нами карта путешествия! 3 слайд

Нам предстоит побывать в стороне Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит дальняя, нам надо будет пройти через мост Суффиксов, вход на который охраняют Суффиксы прилагательных. Нам встретится гора Корень, у подножия которой живут звуки, шипящие на путников, и, только покорив эту вершину, мы сможем продолжить путь. Нам надо будет переплыть реку Существительных, которые также не пропускают путешественников, не загадав им трудных загадок. Но встретятся нам и добрые помощники - Проверочные слова и Ударение, и если мы сумеем воспользоваться их помощью, наш путь будет легким и быстрым. Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова, карта «Алгоритм». Но кроме всего этого нам нужны знания, уверенность, смелость, упорство, стремление к победе, взаимопомощь, смекалка.

Опытный путешественник в поход берет свой дневник наблюдений, в котором описывает каждый пройденный этап, оценивает его. У нас с вами тоже будет дневник наблюдений, в котором мы будем ставить оценки за каждый вид работы. И в конце путешествия сделаем выводы, подведем итог.

II. Рюкзак знаний.

Итак, все готово к началу большого пути. Проведем разминку и проверим наши рюкзаки. 1. Мозговой штурм. Цель: повторение и проверка знаний состава слова.

Дать определение морфемам. 4 слайд
-Что называется корнем? -Что называется приставкой? -Что называется суффиксом? -Что называется окончанием?

2. Разобрать слова по составу. (У доски) 5 слайд
Лесной, старушка, чистота, наводнение, приболеть. Самопроверка. - Оцените свою работу. В дневнике наблюдений поставьте отметку.

III. Мост Суффиксов. Цель: вспомнить суффиксы прилагательных.

Начинаем наш путь. Первое препятствие на нашем пути - мост Суффиксов. На мосту пробка - собралось много Суффиксов, все перепуталось, все спешат к своим прилагательным. Помогите им занять свои места в словах. Только так мы сможем продолжить путь.

Задание: вспомните и выделите суффиксы прилагательных. 6 слайд

Звонкий, синеватый, грузовой, шерстяной, желтоватый, снежный.

Взаимопроверка по контрольному листу. - Оцените работу одноклассника.

IV. Гора Корень и Шипящие.

Мы успешно преодолели мост и приближаемся к горе Корня. У подножия горы, как вы помните, живут звуки, шипящие на всех прохожих. Но если мы каждому шипящему приставим «свой» гласный, они позволят нам перейти через гору.

Помните, что у нас есть в рюкзаке карта «Алгоритм». 7 слайд Пользуйтесь ею при затруднении.

Задание: 8 слайд вставить пропущенные буквы, где возможно подберите и запишите однокоренные слова.

Щ...лкать, ш...в, ш...лк, ш...рох, деш...вый, капюш...н, ж...лтый.

Проверь себя. 9 слайд

Щёлкать - щелчок, шов, шёлк - шелка, шорох, дешёвый - дешеветь, капюшон, жёлтый – желтеть.

- Ребята, оцените свою работу.

V. Река Существительных Мы успешно справились с препятствием. Продолжаем путь. Очередное испытание встает на нашем пути - река Существительных. Её, конечно, можно было просто переплыть. Но, чтобы не обидеть духа этой реки - Существительное, мы согласимся на его условия, выполним задание, и он (Дух Существительного) перевезет нас через свою речку.

Существительное: 10 слайд «У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффиксов о и е начинают спор. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных. Расставьте им гласные в суффиксы и окончания».

Помощник - ударение. Внимание на карту «Алгоритм». Сформулируйте правило. ( После шипящих под ударением в суффиксах и окончаниях существительных пишется о, без ударения – е).

1. Распределительный диктант. 11 слайд Задание: вставить пропущенные буквы, запишите слова в таблицу. Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, деревц..м, певц..м, бельч..нок, веноч..к, луч..м, зеркальц..м, внуч..к, платоч..к.

Окончание

Суффикс

о

е

о

е





- Проверь себя. Взаимопроверка. 12 слайд

Окончание

суффикс

о

е

о

е

врачом

певцом

лучом


товарищем

деревцем

зеркальцем


Бочок

бельчонок

внучок

барашек

веночек

платочек

- Ребята, поставьте оценки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 13 слайд

На зарядке шестой класс. Мы присядем один раз. Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без скуки. Повернемся вправо, влево. Вновь работать будем смело.

VI. Дом Суффиксов и Окончаний. 14 слайд

1. - Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители. Да, вот один Суффикс. Попробуем у него выяснить, что же случилось в этом доме.

2. Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно. (Помогите). (В предложение прилагательное выполняет роль определения и сказуемого). 15 слайд Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу.

3. - Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных. Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний? - Ударение.

4 . Работа по карте «АЛГОРИТМ». Комментарий. На доске учитель объясняет одно слово, графически показывает орфограмму.

Е жовый – (ёж) Лицевой – (лицо)

Бойцовый – (боец) Колючего

5. - Ребята! Сформулируйте правило. 16 слайд В окончаниях и суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.

1 учащийся у доски комментирует слова.

в ещевой - ( вещь) большого



VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 17 слайд 1. Вставьте буквы е и о в окончания и суффиксы прилагательных. Помните об ударении. Камыш..вый, хорош..го, парч..вый, чуж..го, больш..го, беж..вый, пунц..вый, пригож..го, в дремуч..м, кольц..вая, колюч..го, ерш..вый, сторож..вой.

- Дать лексическое значение слову ПУНЦОВЫЙ 18 слайд Придумайте предложение со словом пунцовый. Подчеркните грамматическую основу предложения. - Проверь себя. Взаимопроверка. 19 слайд Камышовый, хорошего, парчовый, чужого, большого, бежевый, пунцовый, пригожего, в дремучем, кольцевая, колючего, ершовый, сторожевой .

2. Орфографическое лото. 20 слайд Ум хорошо, а два – лучше. Сейчас мы с вами поработаем в парах. Возьмите конверт, достаньте содержимое пакета, положите перед собой. Среди предложенных вариантов написания слов выберите верное и наложите на исходный лист цветной стороной сверху. Те учащиеся, которые выполнят задание верно, прочитают поучительное высказывание – пословицу или поговорку. Будьте внимательны, в некоторых конвертах высказывания не закончены. 3. Тест. (ответы на контрольных листах) 21 слайд Тема «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.» 1. Укажите прилагательное с суффиксом -ов- А. плюш..вый Б. ситц..вый В. свинц..вый 2. Укажите прилагательное с суффиксом - ев- А. оранж..вый Б. парч..вый В. образц..вый 3. Укажите прилагательное, в окончании которого пишется буква О А. хорош..го Б. больш..го В. колюч..го 4. Укажите прилагательное, в окончании которого пишется буква Е А. в дремуч..м Б. чуж..го

4. Работа с перфокартой. 22 слайд

Нож..вой удар Беж..вый цвет Куч..вые облака Холщ..вый мешок Глянц..вая бумага Реч..вой аппарат Образц..вый ученик Ключ..вая вода Оранж..вый платок Сторож..вые огни - Ребята, если во всех словах вы верно определили выбор гласных, то соединив все буквы Е под прямым углом, у вас получится балл, который вы заработали. - Проверка. - Поставьте балл в свой дневник путешественника. VIII. Итоги урока. 23 слайд 1.Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему? Там появились новые знания. Какие? От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных? (От ударения) 2. Выставление оценок по дневнику путешественника. Ребята, подведите итог.

IX. Домашнее задание. 24 слайд Для всех: 1. Составить связный рассказ о правописании гласных после шипящих, записать план и примеры. По выбору учащихся: - Написать мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя имена прилагательные с суффиксами. Или - Выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными с изученной орфограммой. Или - Упражнение из учебника 288.



Ребята! Я благодарна вам за работу. 25 слайд

Наш урок подошёл к концу, но был ли он полезен для вас? Что нового вы узнали? Что понравилось вам? Чем остались недовольны?

У вас на партах лежат яблочки, на обратной стороне которых нужно заполнить таблицу. Ответив на вопросы, повесьте плоды на дерево успеха.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!