Класс 7 Предмет русский язык
Тема урока: Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
УУД в соответствии с КТП
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: карточки, учебник
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формулировка темы Целеполагание.
3. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Орфографическая диктовка.
(Не)расскажешь мальч...нке, (не)громкий ш..пот, ч..рной туч..й, (не)испеч..шь пирож..к, с холщ..вым мешком, (не)удобные парч..вые туфли, собач..нка стереж..т ч..лн, (не)уклюжий медвежонок, в еж..вых рукавицах.
? Как поняли последнее словосочетание. Узнали фразеологическую единицу?
Быть строгим в обращении с кем-либо, не делать кому-либо поблажек.
Словарь русской фразеологии уточняет, что выражение известно с XIX века, но в составе пословицы встречалось еще в первой половине XVIII века: "Ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься". Теперь понятно, что речь действительно шла о рукавицах - но каких? Может быть, каких-то особых, игольчатых, какими бывают ежи?
Словари и на это дают ответ. "Ежовый" вовсе не означает "из ежа" или "похожий на ежа". Ежовый - такой, в котором (или которым) можно удержать ежа в руках. И опять нам помогут поговорки: "еж - голыми руками не возьмешь", "голыми руками ежа не ухватишь". Ежовые рукавицы (они же "голицы") - это рабочие кожаные рукавицы без подкладки и меха, которые надежно защищали руки от повреждений при работе. Ловить ежей в них тоже было можно!
Но, похоже, применяли их не только для работы или ловли ежей, среди поговорок из собрания В. Даля есть и такая: "Ежовая голица учить мастерица". И этот смысл совсем уже близок к известному нам выражению "держать в ежовых рукавицах"...
А теперь повторим правила, с которыми столкнулись на орфографической диктовке.
! Сделайте вывод1. Отчего зависит правописание с НЕ. Как объяснять правописание? По алгоритму.
1. Посмотреть употребляется слово без НЕ. Если нет, то пишем слитно. Если да, то
2. Смотрим, какая часть речи перед нами.
! Сделайте вывод 2. Как объясняем правописание букв О-Ё=Е после шипящих? От чего зависит? От места в слове и части речи.
Попробуйте предположить, что в суффиксах причастий станем писать, если причастие особая форма глагола.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Проведите наблюдение и сделайте вывод.
Возмущён – возмущена, посвящён-посвящена, искажён – искажена, поражён- поражена.
Вывод. В суффиксах страдательных причастий после шипящих под ударением Ё, без ударения Е.
5) Первичная проверка понимания
Ф/О.
Устный комментарий (можно с записью)
6) Первичное закрепление.
Стр 70, Правило! Упр 143 устно
7) Закрепление
Комментированное письмо по цепочке с объяснением Е-Ё и Н-НН: защищ..ый рубеж, замеч..ое нарушение, реш..ая задача, сраж..ый наповал, сгущ..ое молоко, копч..ая рыбка, туш..ое рагу.
С одновременным повторением правописания О-Ё-Е в других частях речи.
Тихий ш..рох, ровный ш..в, ж..лтая пч..лка, солнечным луч..м, плюш..вый медведь, утонч..нная натура, освещ..нный светом, выкраш..нная скамейка.
Работа с текстом. Диктант с взаимопроверкой. Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. Хорошо наблюдать листопад в лесу. Мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором. Мы вышли к расчищенной дорожке, ведущей к морю.
Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст. Найдите и подчеркните слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.
8. Рефлексия.
9. ДЗ (дифференцированное) парагаф 20, упр. 145, *146
10. Подведение итогов