СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы о, ё после шипящих в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы о, ё после шипящих в корне слова.»

5 класс

ТЕМА: БУКВЫ О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА.

ЦЕЛЬ: обучать учащихся обосновывать выбор букв О, Ё, Е после шипящих в корне слова; формировать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение сопоставлять языковые единицы; прививать интерес к слову; воспитывать внимание на уроке.



ХОД УРОКА

1. Повторение. 1) Устный опрос. - Расскажите о правописании префиксов на З – С. Примеры. - Расскажите о правописании префиксов ПРЕ-, ПРИ-. Примеры. - Когда в слове начальный корневой И будет чередоваться с Ы? Примеры. Назовите исключения. 2) Проверка домашнего задания. 3) Задание: запишите предложения, объясните орфограммы, подчеркните грамматическую основу, постройте схемы. Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучали в песне моего товарища. Наступила весна, растаял снег, придорожные канавы наполнились водой. 4 Индивидуальные карточки. КАРТОЧКА № 1 Задание: спишите словосочетания, выделите графически орфограммы. Бе…вязный лепет, в…бивать сливки, берегите (з/с)доровье, пр…сечь ненужные ра…говоры, дать пр…сягу, пр…огромная те(р,рр)итория, пр…обретенная книга, пр…возмочь усталость. КАРТОЧКА № 2 Задание: спишите, графически объясните орфограммы. Пр…мирять спорящих, пр…клонить ветви, пр…клонить колени, пр…жадный р(а, о)стовщик, пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…вратник остановил маня, пр…вратности судьбы.

2. Актуализация знаний учащихся. 1) Словарный диктант. Слагать, касаться, сложить, отрасль, зажигание, замереть, растить, сгореть, зарница, коснуться, приложение, прилагательное, задирать, блистательный. -Какое правило надо применять, чтобы правильно написать гласную в корнях -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-? - От чего зависит написание гласных А – О в корнях -гор-, -гар, -зор-, -зар-? Вспомните слова-исключения. - Расскажите о правописании корней -бер-, -бир-. Какие вы знаете исключения? - Какую еще группу корней с чередующимися гласными вы знаете? Назовите слова-исключения.

3. Объявление темы и цели урока.

4 . Работа над темой. - Назовите шипящие звуки. - Анализ примеров. ЖЁСТКИЙ (жестокий) ШОРОХ КАПЮШОН - Подберите к первому слову однокоренные слова. - Какой звук чередуется? - Измените 2 и 3 слова. Происходит ли чередование? - Сделайте вывод. Сформулируйте правило. Прочитайте его в учебнике. - Какие сведение являются главными для этого орфографического правила? Рассмотрите схему. Как они отражены в ней? ШЁ ││ ШЕ ШО ││ ―

5 . Закрепление изученного материала. 1) Выполнить упр. 318 (устно). Образец упражнения. Задание: объясните написание слов. Желуди, шепот, черный, желтый, шелк, решетка, шерстка, челка, щеки, расческа. Крыжовник, шорох, трещотка, трущоба, шов, шорты, чопорный, обжора, прожорливый, рожон. Капюшон, шок, жокей, жонглер, шофер, шоколад, шоссе, мажорный, боржоми, джонка. Объясните значение слов рожон, джонка. Разберите по составу пчелы, шерстка, расческа. 2) Задание: запишите предложение, выделите изучаемую орфограмму, объясните знаки препинания. Глянуло солнце в лесные трущобы, и разбежались с ворчаньем сугробы. Захотел медведь меду, да вспомнил про пчел. 3) Творческий диктант. Задание: замените выражения словами с изучаемой орфограммой. - заграждение из планок, прутьев, проволоки; - танец с частым, дробным пристукиванием об пол; - тонкая веревка; - недорогой, имеющий низкую цену; - цвет противоположный белому; - предмет для чистки зубов; - цвет одуванчика; - разговор тихим голосом. 4) Занимательный материал. Не к каждому слову, где в корне после шипящих пишется буква Ё, удается легко подобрать проверочное слово. Есть, например, в русском языке слово “чёлка”. Как доказать, что после Ч следует писать Ё? На помощь приходит слово, которое когда-то употреблялось в русском языке очень часто, а теперь почти не встречается. Это слово “чело”. В древнерусском языке так называли лоб. А вот слово “чечётка” еще сложнее. Все знают виртуозный танец, но далеко не каждому знакома болтливая птица “чечётка”. Самец этой птички называется “чечет”. Теперь ясно, почему слово “чечётка” пишется через Ё. 5) Выборочно-распределительный диктант. Задание: выпишите в первую колонку слова с О, во вторую – с Ё. Тишина стоит на озере, и куда ни поглядишь, легким шорохом шушукая, не спеша шуршит камыш. Звонко звучали ручьи, с тихим шепотом пробивалась травка. Откуда-то вырвалась орава собак, черных, шоколадных, дымчатых. В жестяном желобе торопливо стучали тяжелые капли. Хорош садовник, хорош и крыжовник. 5) Проанализируйте примеры. ОЖОГ РУКИ – ОЖЕГ РУКУ - Определите части речи. - Сделайте вывод, в какой части речи пишется Ё, а в какой – О. 6) Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Мама решила, что дом подж…г хулиган. Петя получил небольшой ож…г. 7) Заполните таблицу.




Ё







Ё







Ё






Ё




Тяжелый, печенка, кошелка, защелка

6. Итоги урока. - С какой орфограммой мы с вами познакомились? - На что необходимо обращать внимание при выборе буквы О/ Ё в корне? - Расскажите правило, опираясь на схему.

7. Домашнее задание: 1) выучить правило; 2) выполнить упр. из учебника; 3) составить кроссворд со словами на изученную орфограмму.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!