Тема: «Правописание гласных О-Е после шипящих в корне слова»
Цель:
Познакомить с орфограммой «Правописание О-Е после шипящих в корне слова»;
Формировать умение видеть орфограммы-гласные после шипящих; повторить орфограмму «Гласные И, У, А после шипящих»;
Научить учащихся сопоставлять правила правописания букво,ёиепосле шипящих ицв различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;
Воспитывать у учащихся чувство интереса к теме, самостоятельность.
Ход урока
- Орг.момент.
- Проверка изуч. материала
- Работа со скороговоркой
- Разминка
-
1.Разминка.
- Прочитайте. Найдите ошибки. Запишите предложение в исправленном виде, разберите его.
Шыла вмишке неутаиш.
- Посмотрите на тему урока. Какое правило правописания гласных после шипящих встретилось вам в предложении?
- Почему возникает эта орфограмма? (Гласный находится в слабой позиции после шипящего)
Как графически правильно обозначить эту орфограмму?
2.Лексический диктант (3 человека на закрытой доске)
- Кто знает больше слов? (Учитель дает толкование, а дети записывают одним словом, графически обозначают орфограмму)
Цветок желтого цвета, растущий на озерах, реках. (Кувшинка)
Снег в форме причудливого кристалла. (Снежинка)
Глухой частый лес (Чаща, чащоба)
Крестьянин, пасущий овец в южных районах (Чабан)
Старинная посуда в форме полушария (Чаша)
Сжимать веки (Щуриться)
Вянущий, болезненный, слабый (Чахлый)
Забор из тесно вбитых кольев (Частокол)
Волшебник, колдун (Чародей)
След в памяти (Впечатление)
Орган осязания, хватания у некоторых насекомых (Щупальце)
- Кто вспомнит три исключения в правописании слов после Ж и Ш?
- Что они означают?
- Запишите предложение, в котором есть все три слова-исключения.
Жюри была представлена новая брошюра о развитии парашютного дела в России.
Выполните морфемный разбор слова «парашютного»
- Для чего нужно уметь выделять морфемы в словах?
- Почему в «щетке» -ё, а в «трещотке» - о ?
Эти два слова подчиняются разным правилам. Щетка – проверочное щетина, а в «трещотке» треск – корень, а ОТК – суффикс.
4.Словарная работа
(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.
5.Закрепление материала
- Запишите однокоренные слова, обозначьте в них корни. Какой звук слышится после шипящих под ударением? Какой буквой обозначается?
Жёлтый – желтизна
Жёрдочка – жердь
Шёпот – шептать
Шёлк – шелка
Чёрствый – черстветь
- Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих
Образец: пчелиный – пчёлы, Причесаться, Учебный, Шерстяной, Шелковистый, Желтеть, Чернеть, Черта, Бечева, Дешевле
5.Подведение итогов.
Просмотр содержимого документа
«Правописание О-Е после шипящих»
Тема: «Правописание гласных О-Е после шипящих в корне слова»
Цель:
Познакомить с орфограммой «Правописание О-Е после шипящих в корне слова»;
Формировать умение видеть орфограммы-гласные после шипящих; повторить орфограмму «Гласные И, У, А после шипящих»;
Научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;
Воспитывать у учащихся чувство интереса к теме, самостоятельность.
Ход урока
Орг.момент.
Проверка изуч. материала
Работа со скороговоркой
Разминка
-
1.Разминка.
- Прочитайте. Найдите ошибки. Запишите предложение в исправленном виде, разберите его.
Шыла вмишке неутаиш.
- Посмотрите на тему урока. Какое правило правописания гласных после шипящих встретилось вам в предложении?
- Почему возникает эта орфограмма? (Гласный находится в слабой позиции после шипящего)
Как графически правильно обозначить эту орфограмму?
2.Лексический диктант (3 человека на закрытой доске)
- Кто знает больше слов? (Учитель дает толкование, а дети записывают одним словом, графически обозначают орфограмму)
Цветок желтого цвета, растущий на озерах, реках. (Кувшинка)
Снег в форме причудливого кристалла. (Снежинка)
Глухой частый лес (Чаща, чащоба)
Крестьянин, пасущий овец в южных районах (Чабан)
Старинная посуда в форме полушария (Чаша)
Сжимать веки (Щуриться)
Вянущий, болезненный, слабый (Чахлый)
Забор из тесно вбитых кольев (Частокол)
Волшебник, колдун (Чародей)
След в памяти (Впечатление)
Орган осязания, хватания у некоторых насекомых (Щупальце)
Кто вспомнит три исключения в правописании слов после Ж и Ш?
- Что они означают?
- Запишите предложение, в котором есть все три слова-исключения.
Жюри была представлена новая брошюра о развитии парашютного дела в России.
Выполните морфемный разбор слова «парашютного»
- Для чего нужно уметь выделять морфемы в словах?
- Почему в «щетке» -ё, а в «трещотке» - о ?
Эти два слова подчиняются разным правилам. Щетка – проверочное щетина, а в «трещотке» треск – корень, а ОТК – суффикс.
4.Словарная работа
(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.
5.Закрепление материала
- Запишите однокоренные слова, обозначьте в них корни. Какой звук слышится после шипящих под ударением? Какой буквой обозначается?
Жёлтый – желтизна
Жёрдочка – жердь
Шёпот – шептать
Шёлк – шелка
Чёрствый – черстветь
- Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих
Образец: пчелиный – пчёлы, Причесаться, Учебный, Шерстяной, Шелковистый, Желтеть, Чернеть, Черта, Бечева, Дешевле
Подведение итогов.
Что нового вы узнали на уроке?
Домашняя работа________________________________________