Урок 13
Тема: Бумага. ЗАКЛАДКА ИЗ БУМАГИ
Тип урока: систематизация знаний.
Педагогические задачи: формировать умение работать с бумагой, используя при этом необходимые инструменты и приспособления, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют работать с шаблоном, используя его в качестве образца для изготовления необходимых деталей изделия, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий; отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебнике, учебном фильме верно выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия, способны к саморегуляции.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, учебного фильма, приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.
Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, уважают в общении партнёра и самого себя.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, приобретают первоначальные трудовые навыки и умения, понимают их важность для человека, понимают, что книги – наше богатство, осознают, что их необходимо беречь, проявляют интерес к предмету; овладевают начальными навыками адаптации в обществе.
методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Материалы и оборудование: цветная бумага, клей, ножницы; компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Закладка из бумаги».
Основные понятия и термины: закладка, бумага, шаблон, симметрия, вырезать приклеить, прогладить.
организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Демонстрация мультимедийного фильма «Закладка из бумаги», ч. I от слов «Одна книга тысячу людей учит...» до «...не вырывать страницы».
– А вы умеете заботиться о книгах? Знаете, как правильно обращаться с книгами? (Ответы учащихся.)
– Как вы отмечаете ту страницу, на которой остановились?
Демонстрация мультимедийного фильма «Закладка из бумаги», ч. I до остановки паровозика 3.
– Покажите, есть ли у вас закладки. Какие они? Из какого материала сделаны?
– Люди придумали закладки давно, понимая ценность книг и важность бережного отношения к ним.
Демонстрация мультимедийного фильма «Закладка из бумаги», ч. I до слов «В настоящее время закладки делают из разных материалов…».
– Какую работу мы будем выполнять сегодня на уроке? (Ответы учащихся.)
Демонстрация мультимедийного фильма «Закладка из бумаги», ч. I до конца.
II. Практическая деятельность.
– Какие материалы, инструменты и приспособления понадобятся нам для изготовления закладки?
Демонстрация мультимедийного фильма «Закладка из бумаги», ч. II до слов «Вспомним правила работы с клеем и ножницами».
Подготовка рабочего места.
– Посмотрите, всё ли из перечисленных материалов, инструментов и приспособлений лежит у вас на партах. Исправьте, если что-то не так.
Наблюдение за изготовлением изделия.
– В какой последовательности следует выполнять закладку?
Демонстрация мультимедийного фильма «Закладка из бумаги», ч. II до конца.
– Повторим алгоритм действий и составим план.
Составление плана работа (под руководством учителя, с опорой на просмотренный фильм).
План работы:
1. Возьмём рабочую тетрадь и вырежем из неё шаблоны 1, 2, 3.
2. Обведём шаблон 1 на цветном картоне.
3. Обведём шаблоны 2 и 3 на цветной бумаге три раза.
4. Разрежем шаблон 2 по разметке.
5. Обведём новые шаблоны на цветной бумаге (сделаем две заготовки одного цвета и четыре – другого).
6. Вырежем все детали.
7. Расположим детали симметрично на заготовке закладки.
8. Приклеим детали, начиная от центра.
9. Проверяем, чтобы узор получался симметричным.
10. Оценим изделие.
– Сравните с планом, данным авторами учебника.
Демонстрация мультимедийного фильма «Закладка из бумаги», ч. III.
– Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы с шаблоном и повторите правила работы с клеем (учебник, с. 38).
Ученики выполняют движения по тексту.
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Самостоятельная работа учащихся.
– Приступайте к работе. Вам помогут план и рисунок в учебнике на странице 39.
III. Итоги урока. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. Чему вы сегодня научились?
Учитель может показать всему классу самые интересные и оригинальные закладки.
– Как вы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что бы хотели сделать по-другому?
– Вы кому-то подарите вашу закладку или оставите себе?
– Ваши закладки сыграют важную роль: сберегут одну или несколько книг.
Дополнительный материал к уроку
ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАКЛАДКИ*
Потребность в некоем устройстве, необходимом, чтобы отмечать в книге нужные страницы, была выявлена в давние времена.
Без закладок работать с огромными объемами листов было очень трудно. Если же оставлять книгу открытыми страницами вниз, это могло повредить ее переплет и страницы.
История закладок тесно связана с развитием книг. Хотя самая ранняя дата появления закладок не известна, очевидно, что даже в древние времена – когда свитки папируса были основой для рукописей, – закладки уже использовались, чтобы отмечать места, до которых дошло чтение. Ведь свитки достигали порой более 40 м в длину. Одними из самых старых закладок были прикрепляющиеся закладки из пергамента.
Между XIII и XV столетиями появились закладки, сделанные монахами. Они были найдены в ранних печатных книгах. Монахи делали их из пергамента или кожи, используя остаточную часть материала, пошедшего на книжную обложку. Эти закладки были разнообразной формы – простая полоска, прикрепляющийся треугольник или более сложные – с диском вращения, который указывал колонку на странице.
Такая закладка присоединялась к нити, вдоль которой ее можно было двигать вверх и вниз, чтобы отметить точный уровень на странице. На закладке был размещен вращающийся диск, который указывал колонку (текст размещался колонками, их обычно нумеровали от 1 до 4).
Закладка с вращающимся диском
В XV столетии, несмотря на появление печати, книги издавались еще в весьма ограниченных количествах и были очень ценными. Одним из самых ранних (известных) упоминаний об использовании закладок является год 1584, когда Кристофер Баркер** представил королеве Елизавете I рукопись с шелковой закладкой.
Обычные, в нашем понимании, закладки появились только в XVIII–XIX столетиях.