Конспект открытого занятия «Бумага и её свойства»
Цели: познакомить детей с историей изобретения бумаги, использованием, со свойствами бумаги, через исследовательскую деятельность, используя опыты, воспитывать наблюдательность, внимание.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.
2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов.
3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?
Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок:
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает?
(Книга)
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга?
Дети: Из бумаги, картона.
Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книга про Буратино, которую написал Алексей Толстой. Мы с вами тоже читали эту книгу. Давайте вспомним, из чего какого материала папа Карло сделал Буратино?
Дети: Из полена, дерева.
Воспитатель: Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей)
Воспитатель: Потому что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?
Дети: Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная.
Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано? » У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала.
Стакан – стеклянный;
Ложка – деревянная;
Платье – ткани.
Салфетка – бумажная;
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.
ОПЫТ № 1
Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это какое свойство бумаги?
Дети: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2
Воспитатель: Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан опускаете металлический предмет ложку, а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Ребята давайте назовем второе свойство бумаги?
Дети: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3
Воспитатель: У меня есть две ленточки. Одна из бумаги, а вторая из ткани. Сейчас вы попытаетесь завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Ребята назовите третье свойство бумаги.
Дети: Бумага легко рвётся.
ОПЫТ № 4
Предлагаются детям альбомные листы бумаги, фломастеры, краски, ватные палочки, цветные карандаши.
Воспитатель: Ребята на бумаге можно рисовать?
Дети: на бумаге можно рисовать
Воспитатель: А сейчас Старичок-Лесовичок проведёт свою любимую физкультминутку:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять
ОПЫТ № 5
Сомните бумагу, у нас получился колобок.
При сминание бумага издает звук? Это еще одно свойство бумаги.
А теперь разгладьте.
Дети: бумагу можно мять и разглаживать.
ОПЫТ № 6
Сначала возьмите бумагу нанесите клей на нее, затем раскладывайте кусочки бумаги.
Что у нас произошло?
Дети: бумагу можно склеивать.
Воспитатель:. Какие вы знаете ещё свойства бумаги?
Дети: бумага хорошо горит, не имеет запаха.
Воспитатель:. Бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги вы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь.
Воспитатель: Давайте проверим имеет ли бумага запах.
Воспитатель: а теперь мы вместе со старичком лесовиком послушаем, знаете ли вы загадки о бумаге и письменных принадлежностях.
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная (Бумага)
Нарисую лето, маму
И себя. На мне — панаму.
Море, радугу и дом.
Все хранит в себе. (альбом)
Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается. (карандаш)
Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (письмо)
Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (сопровождается показом иллюстраций)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском.
На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков.
Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали и сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина по производству бумаги. (видеоролик)
.
Воспитатель: Определить на ощупь.
Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага?
Дети: Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная.
Воспитатель: Как люди используют бумагу в соей жизни?
Дети: На ней рисуют, обёртывают что-либо (фантики, делают книги, раскраски, вытирают рот после еды, салфетки, деньги из специальной бумаги делают).
7