01. Проявление беспокойства, оказание внимания, помощи…
02. Проявляющий заботу по отношению к кому-либо…
03. Перестать помнить, не вспомнить в нужный момент…
04. Скопление чего-нибудь, что мешает проходу, проезду…
05. Честно выполняющий свои обязанности…
06. Полное сходство, совпадение…
07. Разъедающий, вызывающий сильное раздражение…
08. Необыкновенный, поражающий своей необычностью…
09. Драгоценный прозрачный камень, ярко-зелёного цвета…
10. Приобрести знания, выучить…
01. Проявление беспокойства, оказание внимания, помощи… (забота)
02. Проявляющий заботу по отношению к кому-либо… (заботливый)
03. Перестать помнить, не вспомнить в нужный момент… (забыть)
04. Скопление чего-нибудь, что мешает проходу, проезду… (завал)
05. Честно выполняющий свои обязанности… (добросовестный)
06. Полное сходство, совпадение… (единство)
07.Разъедающий, вызывающий сильное раздражение… (едкий)
08. Необыкновенный, поражающий своей необычностью… (изумительный)
09. Драгоценный прозрачный камень, ярко-зелёного цвета… (изумруд)
10. Приобрести знания, выучить… (изучить)
Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Композиторы посвящали свои произведения
этому времени года:
слушать
Антонио Вивальди «Осень»
группа ДДТ «Что такое осень?»
слушать
Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только композиторы, привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи.
И. Остроухов. Золотая осень. 1887
С. Герасимов. Золотая осень. 1956
А. Рубинин «Золотая осень»
А. Куриненко «Золотая осень»
Н. Елтышев «Золотая осень»
Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень» 1893 г.
Inam INAM
1)Одинаковую осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах?
2) Почему картины так называются?
3) Какая картина тебе больше нравится? Почему?
4) Чем они отличаются?
5) Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?
Прочитайте только русские буквы и вы узнаете фамилию писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, чье стихотворение мы будем читать.
Иван Алексеевич Бунин
1870-1953
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь
В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
слушать
смотреть
Это Иван Алексеевич Бунин. Это произведение он посвятил Алексею Максимовичу Горькому
Что вам представилось?
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило?
– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?
Самостоятельное чтение детьми стихотворения
– Почему осень для писателя праздничная, нарядная?
– Как изменился наряд осеннего леса по сравнению с летним?
– Как мы называем период осени, когда листья на деревьях становятся разноцветными?
– Почему?
– Какие звуки и запахи наполняют осенний лес? Прочитайте.
– А теперь почувствуйте.
Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Мотылёк – небольшая бабочка.
«Лес, точно терем расписной…»
Какой приём использует
автор?
«Как вышки, ёлочки темнеют…»
«Просветы в небо, что оконца…»
«Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…»
«Мотылёк, точно белый лепесток…»
- Найдите и прочитайте описание леса.
- Какие языковые средства использует автор?
- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними?
- Какие краски использует Бунин?
- Почему лес сравнивается со стеной?
- Что общего у терема и у березы?
- Что Бунину напоминает оконца?
- А почему оконца, а не окна?
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем?
- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?
– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор?
– С кем сравнивает он осень?
- Кто такая вдова и почему она тихая?
- Прочтите часть до слова «лес».
- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна?
- А что там?
-С чем сравнивается паутина?
- А когда бывает много паутины?
-Кто есть во дворе на поляне?
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
-Есть ли ветер?
-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием?
- Можно ли услышать тишину?
- Прочтите заключение.
- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения?
Упражнение в выразительном, правильном чтении
1. Чтение за учителем.
2. Чтение друг другу в паре, чередуясь (от точки до точки).
3. Чтение в паре вслух.
4. Чтение вполголоса, выразительно, красиво.
5. Индивидуальное чтение
(два-три человека).
Лес, точно терем расписной ,
Лиловый , золотой , багряный,
Веселой , пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой ,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо , что оконца .
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят , как сеть, из серебра .
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает ,
Пригретый солнечным теплом .
торжественное;
восторженное;
очарованное;
радостное;
радужное;
веселое;
светлое;
восхищенное;
восторженно- радостное;
легкое;
светлое;
нежное;
игривое;
нежное;
светлое;
умиротворенное;
теплое;
светлое;
Сегодня так светло кругом
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье .
светлое;
спокойное;
умиротворенное;
нежное.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных (по цвету, форме , настроению)
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, пожелание.
Листья.
Золотые, багряные и разноцветные.
Летите, танцуйте, радуйте.
Куда вы несетесь, скажите?
Память о лете храните!
Нарисуй рисунок к стихотворению или сделай
обложку к книжке.
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?
- Что показалось удивительным вам сегодня на уроке?
– Что восхитило вас?
– Почему Осень с большой буквы?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л