| Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ» Название проекта: Фестиваль «Один день из жизни бурят» |
| |
| |
| |
| |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ»
Название проекта:
Фестиваль
«Один день из жизни бурят»
Паспорт проекта
Наименование проекта | Фестиваль «Один день из жизни бурят» |
Исполнители проекта | Цыдендамбаева С.А., заместитель директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ» |
Краткая аннотация | Подрастающее поколение бурят, независимо от места проживания, все больше отходит от фольклора, традиций, культуры родного народа. В связи с этим остро встает вопрос сбора, систематизации, сравнения, определения современного состояния фольклора и традиций бурятского народа. В этих целях очень важно активное приобщение детей к этой проблеме, в школе, в их фиксации, архивировании и исследовании. |
Аудитория проекта | Учащиеся и родители школы № 57, жители поселка Энергетик |
Организации – партнеры | МАДОУ «Капитошка», ТОС «Энергия», музыкальная школа № 13 поселка Энергетик |
Цели и задачи проекта | - Воспитывать интерес и любовь к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д. - Помочь максимально сблизить интересы родителей и их детей, посредством проведения семейных праздников; - Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. - Создать систему работы по приобщению детей к истокам бурятской народной культуры, используя социологические, эмпирические, сравнительно- типологические методы исследования. - Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, ёохоры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с национальными блюдами, традициями бурят. - Позиционировать творческий потенциал этнокультурного комплекса в селе Ацагат, как умеющий организовать и проводить массовые праздники на высоком художественном уровне. |
Структура проекта | Обоснование проекта Цели и задачи проекта Этапы и мероприятия по реализации проекта Результат реализации проекта Смета расходов на выполнение проекта |
Сроки и этапы реализации | I этап – подготовительный (январь - март 2015 г.) II этап – основной этап (апрель-июнь 2015 г.) |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | Посещение этнокультурного комплекса в селе Ацагат на фестиваль «Один день из жизни бурят», проведение мероприятий с участием организаций – партнеров; выпуск фотоальбома по итогам фестиваля, статья в газету «Буряад унэн». |
Обоснование проекта
Бурятская народная культура является частью культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).
Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи бурят-монгольского народа, проживавших на территории нашей республики. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в устной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались).
Данный проект трактуется необходимостью приобщения молодого поколения к национальной бурятской культуре. Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю страны, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении культуры и традиций бурятского народа. Проект на доступном уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, народными видами творчества, традициями, бытом, обычаями и обрядами бурятского народа, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к национальной культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры бурятского народа. Таким образом, мы считаем, что проект «Один день из жизни бурят» является актуальным, т.к. он поможет добиться желания и стремления сохранить народную культуру, а так же уважения и почитания обычаев и традиций своего народа.
Новизна состоит в выборе темы фестиваля с учетом возрастных особенностей детей, уровня владения бурятским языком в исследовании фольклора и традиций бурят.
Цели и задачи проекта
- Воспитывать интерес и любовь к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- Помочь максимально сблизить интересы родителей и их детей, посредством проведения семейных праздников;
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам бурятской народной культуры, используя социологические, эмпирические, сравнительно- типологические методы исследования.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, ёохоры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с национальными блюдами, традициями бурят.
- Позиционировать творческий потенциал этнокультурного комплекса в селе Ацагат, как умеющий организовать и проводить массовые праздники на высоком художественном уровне.
Этапы и мероприятия по реализации проекта
№ | Содержание работы | Методы | Сроки | Ожидаемые результаты |
Подготовительный этап |
1. | Изучение литературы по бурятскому фольклору, традициям и материальной культуре бурятского народа. | Сравнительно-типологический | Январь -февраль | Сравнительное представление о фольклоре и традициях бурятского народа в разных районах |
2. | Составление плана работы, разработка вопросников для интервью | Социологический | январь | План работы Вопросник |
№ | Содержание работы | Методы | Сроки | Ожидаемые результаты |
3. | Опрос ученых, писателей, родителей, учителей, запись, видеосъемка выступлений участников фестиваля, фотографирование элементов материальной культуры и традиций. | Социологический; эмпирический | Январь-февраль | Диктофонные записи, интервью с участниками опроса, записи выступлений участников, фотографии, видеоматериалы |
4. | Анализ диктофонных записей интервью как факторе сохранения и развития фольклора, традиций и материальной культуры, духовного обогащения бурятских диаспор. Обработка материалов | Анализ; систематизация; классификация | Февраль-март | Статья о роли сохранении и развитии бурятского фольклора, традиций, материальной культуры, фактора духовного обогащения бурятского народа |
5 | Флеш-моб с приглашением жителей поселка Энергетик | Акция | Февраль | Ёохорой наадан в СОШ № 57 |
6 | Встреча с бурятским писателем Алагуевой В.П. | Беседа – выставка «Живая традиция» | Февраль | Актовый зал школы № 57 |
7 | Художественный конкурс «Сагаан hарын мушэхэд» - «Звездочки Белого месяца» с участием воспитанников МАДОУ «Капитошка», дошкольных групп и обучающихся школы № 57 | Конкурс - презентация | Февраль – март | Актовый зал школы № 57 |
Основной этап |
1 | Посещение этнографического музея | Экскурсия | Апрель - май | |
2 | Посещение этнокультурного комплекса в селе Ацагат: конкурсы: а) национальных блюд б) песен, поговорок, пословиц, загадок; «Ехорой наадан» | Экскурсия | июнь | |
Результаты реализации проекта
№ | Содержание работы | Методы | Сроки | Ожидаемые результаты |
1. | Обработка собранного материала | Систематизация, классификация | май-июнь | Обработанные и подготовленные к изданию записи материалов |
2 | Фотоальбом: фестиваля «Один день из жизни бурят» | | июнь | |
3 | Анализ фестиваля «Один день из жизни бурят» как фактора духовного обогащения бурятского народа | | июнь | Статья в газету «Буряад нэн» |
6