СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былина «Садко». Особенность былинного эпоса новгородского цикла. Образ Садко в искусстве.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Былина «Садко». Особенность былинного эпоса новгородского цикла. Образ Садко в искусстве.»


Составитель

Студентка 5 курса ППФ группы РУб-19 Волкова Яна Васильевна.


Предмет

Литература


Класс

6 класс. 20.09.2023г.


Время урока

40 минут


Раздел

Фольклор


Тема

Былина «Садко». Особенность былинного эпоса новгородского цикла. Образ Садко в искусстве.


Тип

Комбинированный


Форма

Традиционная.



Цель

Знакомство с особенностями эпоса новгородского цикла.

Обобщить знания о былине, её языке, построении и героях на примере текста былины.











Задачи

Образовательные:

  • закрепление представления о жанре былины, знакомство с особенностями эпоса новгородского цикла;

  • закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

  • формирование навыков сравнительного анализа.


Развивающие:

  • развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие умения школьников быть «вдумчивым читателем» и «вдумчивым зрителем».

Воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к изучаемой теме и предмету в целом, воспитывать любовь к языку и слову;

  • поддержание интереса к изучению литературы;

  • формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

  • развитие патриотизма.


Формировать УДД:

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные задачи, обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи получит возможность планировать достижения целей самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

Коммуникативные: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

Познавательные: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.






Планируемые результаты

Предметные:

  • знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.

Метапредметные:

Регулятивные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Личностные: понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.


Основные понятия

Былина, эпос, герои, жанр, род, фольклор, сказка.


Межпредметные связи

МХК, история.


Оборудование

Интерактивная доска, проектор, компьютер, наглядный материал.


Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа.





План урока


Этап урока

Время

Методы и приёмы

1. Орг. этап.

3 мин

Слово учителя.

2. Актуализация + изучение новых знаний

15 минут

Слово учителя, беседа, работа с таблицей/схемой.

3. Обобщение и систематизация

15 мин

Беседа.

4. Рефлексия

5 мин

Беседа, приём «Анкета».

5. Д.з + оценки

2 мин

Слово учителя.





Тринадцатое сентября.

Былина «Садко»


Эскиз доски




Ход урока



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент


– Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку: тетради, ручки, учебники. Садитесь.


Актуализация


  1. Что такое былина?





  1. На кике циклы делятся былины?


  1. Расскажите об особенностях Киевского цикла.





  1. Былина - эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.


  1. Киевский и Новгородский циклы.


  1. Действие происходит в Киеве или около него; в центре стоит князь Владимир Святославович (978-1015); основная тема – защита Русской земли от южных кочевников; Главные герои «3 богатыря».

Тема + целеполагание


До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии.  Самая известная из таких – «Садко».


СЛАЙД

Тема нашего урок: Образ Садко в искусстве.

Какова наша цель?

А задачи?

- Сегодня нам предстоит:



Объяснение нового материала


Слово учителя

СЛАЙД

- Мы сегодня говорим о новгородском цикле.

Особенности названного цикла тесно связаны с жизнью самого города Новгорода, который вел торговлю со многими странами. Поэтому на первом плане в былинах Новгородского цикла - социальные темы, показана жизнь и быт купеческого сословия.

-Власть князя в Новгороде была ограничена народным вече, поэтому если в Киевском цикле в центре повествования стоит князь, то в новгородском цикле он не представлен.

-Город Новгород не подвергался набегам кочевников, поэтому и тема защиты Русской земли не является основной в данном цикле.


СЛАЙД

-Слушатель и читатель воочию представит себе обе части города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние

Церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.


СЛАЙД

-Мы видим в былине очень древние мотивы, которые восходят к древним представлениям человека об окружающей природе, олицетворению моря, озер и рек. Не случайно события в новгородских былинах зачастую связаны с водной стихией. Новгородская торговля и освоение северо-восточных земель осуществлялись водными путями. Поэтому в Новгороде очень долго сохранялось поклонение хозяевам воды, от которых, по древним представлениям, зависели не только успех в торговых и промысловых делах, но и жизнь или гибель новгородцев.


Изображению жизни и быта новгородского купечества и посвящены былины о Садко — новгородском госте.


Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.


История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.


-Ребята, а какие виды искусства вы знаете?

Всё верно.


-Образ Садко в искусстве является одним из самых известных и популярных в русской культуре. Садко – легендарный древнерусский купец и минстерель, известный своими музыкальными способностями и героическими подвигами. Открывается этот образ еще в былинах, а позже становится главным героем самостоятельных поэтических циклов, опер и картин.


СЛАЙД

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир искусства. По ходу нашего урока вы ведёте записи, обозначаете вид искусства, автора произведения и название произведения.


-И первая наша остановка будет в картинной галерее.

В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.

Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко. 

-Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме.

-В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика.


На холсте изображено подводное царство морского царя. На дне лежит морские звезды, цветут кораллы и растут водоросли, а сверху проплывают гигантские рыбы. Огромная толща воды передана с помощью глубокого синего цвета, а глубоководное дно озарено золотистым свечением.

Садко – почетный гость на морском дне. Перед ним по приказу царя проходят девицы: в нарядных платьях и полуобнаженные, унизанные жемчугами и золотом – одна другой краше. Так морской царь предлагает Садку выбрать своей невестой любую из его красавиц-дочерей. Но молодец даже не глядит на этих разряженных заморских девиц. Ему милее скромная русская красавица в простой одежде с длинной русой косой, которая стоит поодаль от всех. Именно от нее юноша не может оторвать глаз, именно ее выбирает себе в жены.


- Рассмотрите детали, какое впечатление они на вас производят?































-Закройте глаза и представьте себя героями картины, какие звуки вы слышите?












-Все эти звуки создают чудесную симфонию морского мира. А передать это музыкой смогли великие композиторы. Именно поэтому мы с вами прямиком отправляемся в филармонию. Филармония - общество или учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.


СЛАЙД

Сегодня в репертуаре опера Римского-Корсаково «Садко».

-Опера-былина «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Ее путь к слушателю был непростым, ведь сам император вычеркнул «Садко» из репертуара Мариинского театра. И лишь благодаря частной опере Саввы Мамонтова она впервые была представлена слушателям, завоевав всеобщее признание как образец русского музыкального эпоса.

- Будучи неравнодушным к фольклору и, в особенности, к теме странствий, молодой композитор сразу после возвращения из кругосветного плавания захотел воплотить былину о Садко в своей музыке.

- Морские путешествия — то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В возрасте 12 лет, вслед за старшим братом Воином, он поступил в Морской кадетский корпус. Затем, по окончании учебы, будущий офицер отправился служить на клипере(быстроходное морское парусное судно) «Алмаз». Он посетил множество стран — Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США и Бразилию. Впечатления, полученные в путешествиях, затронули воображение композитора. А образы моря есть в его самых известных произведениях — симфонической картине «Шехеразада», цикле романсов «У моря», опере «Сказка о царе Салтане» и, конечно же, «Садко».

Так в 1867 году появилась одноименная симфоническая картина.


-И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.


(Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)


- Правильно. Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?


-Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?




СЛАЙД

- История Садко из русской эпической поэзии - былины - также нашла свое отражение в кинематографе. Поэтому наша следующая остановка это зал кинотеатра.

СЛАЙД

-В 1952 году вышел фильм "Садко", снятый режиссером Александром Птушко. Этот фильм представляет собой сказочную музыкальную комедию с элементами фэнтези.

-В основу сценария, написанного Константином Исаевым, легли онежские былины о новгородце Садко, а также фрагменты оперы Николая Римского-Корсакова.

- Фильм Александра Птушко был представлен на Венецианском кинофестивале 1953 года и получил вторую по значимости награду – Серебряного льва.

Просмотр фрагмента «Садко на пиру»

-Так ли вы представляли себе главного героя?






























































-Музыка, живопись, театр, кино, хореография, литература, скульптура.


















































-Удивительные подводные рыбы, причудливые водоросли, губки и полипы, разнообразные морские звёзды — создаётся полное впечатление, что Садко находится на настоящем морском дне.

-На переднем плане слева мы видим целую вереницу невест. Те девушки, что стоят ближе всего к купцу, кажутся освящёнными ярким светом. Безусловно, все они красавицы.

Впереди плывёт рыжеволосая русалка, за ней следует чернобровая невеста с белыми крыльями-плавниками за спиной. Идущие за ними девушки скорее напоминают придворных дам различных стран и эпох. Они одеты в длинные вечерние платья. На шее и руках красавиц имеются роскошные украшения, на головах — причудливые шляпки, венки и перья. Они показывают мифические мотивы в картине, привносят в нее волшебство.

-Оттенки голубого и зеленого царственно преобладают на картинах, создавая атмосферу таинственности и мистики. Разнообразные оттенки этих цветов помогают передать глубину моря и сложность окружающих Садко существ. Волны и штормовые буруны подчеркивают величие океана, а парящие в воде фигуры Садко и других персонажей создают ощущение движения и драматического напряжения.


- Слушая и представляя себя в этом пейзаже, мы слышим шепот волн, плеск воды и мелодичное биение морского сердца. Звуки рождаются от множества созданий, населяющих океан - пение косяков, рыбий хор, шелест водорослей, скрип раковин и шлепанье плавников рыб.

-Мы также слышим магическую музыку и голос Садко, распространяющиеся под водой. Это песни и мелодии, вызывающие волнения в морском царстве, проникающие в сердца и разум всех, кто их слышит.





































 -Что – то волнующее, наверное, вода или море. Звуки инструментов набегают как волны.






- Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны.

- Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Систематизация


-Мы завершаем с вами наше путешествие по миру искусства.

Вам понравилось?

-Как вы думаете, в каких еще видах искусства может найти отражение образ Садко?



-в скульптуре, в фотографии (переодевание человека) и т.д.

Рефлексия


-Как вы думаете, почему столь далёкие образы былинных героев не теряют популярности и в наше время?

-С каким из героев знакомых вам былин вы хотели бы познакомится?

-Какое качество былинных героев вам больше всего нравится, хоте ли бы вы обладать таким?


Домашнее задание


Дочитать былину «Садко». Знать сюжет былины.

Письменно в тетради составить план былины.

СЛАЙД

Оценки





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!