СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былины как жанр фольклора

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка 1 урока по теме "Былины" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Былины как жанр фольклора»

Тема: Былина как жанр устного народного творчества

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

1) Образовательная: формирование представления о былине как жанре русского фольклора, познакомить учащихся с тематикой и проблематикой былин.

2)Метапредметная: формирование таких понятий как родина, долг, честь, мужество.

Задачи:

1) интеллектуальное развитие:

активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать навыки творческого чтения; развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра; Создать условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение.

2) нравственное развитие:

воспитывать бережное отношение к русским народным традициям,

создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Оборудование: учебник, тексты былин, выставка рисунков "Былины".

Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра-викторина, инсценировка былины.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Урок начинается своеобразным зачином, настраивающим присутствующих на старинный лад. Звучит гусельный перебор (аудиозапись). Мальчик и девочка в русских народных костюмах приветствуют собравшихся:

– Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.

– Добрый день и поклон вам, гости дорогие!
Собрались со всех сторон наши все, родные!

– Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!

Давно мы вас ждем-поджидаем,
Урок без вас не начинаем. 
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

– Мы рассказ ведем про дела старые, 
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

2. Сообщение темы урока.

Вступительное слово учителя.

Термин "фольклор", который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж.Томс, в переводе означает "народная мудрость" История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый, по соотнесённости с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный: Разные жанры фольклора мы с вами сегодня и вспомним.(Обращается внимание учащихся на выставку книг с разными видами жанров фольклора).

3. Беседа с учащимися.

-Какие произведения фольклора вам знакомы?

-Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, ещё где-то?

Сказка как жанр фольклора.

а)- Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь?

-Есть ли у вас любимые сказки?

- Как сказки дошли до нас?

(сказочники: Ф.Н.Зыков, А.К.Барышникова, Н.О.Винокурова и другие)

б). Определение сказки и её приметы.

Работа в тетрадях.

Жанры фольклора. 

ПЕСНЯ - стихотворное произведение, предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество. Песня сопровождала человека на всём протяжении жизни.

Виды песен :

Исторические

Лирические

Солдатские

Бытовые

А знаете ли вы песни?

Частушка 

Частушка - короткая лирическая песенка, обычно 4-строчная, рифмованная припевка исполняется в быстром темпе.

Знаешь ли ты частушки?

Сочини частушку на школьную тему.

Пословицы  Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе, о семье) Приведи примеры.

4. Работа по теме урока

Былина как жанр фольклора

А). Рассказ учителя об истории создания былин.

БЫЛИНА - песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.

- Какие вы знаете былины? (ответы учащихся)

Само название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие категории:

-героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны);

- социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Большинство учёных пришло к заключению, что

былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее - сказывает торжественным, мерным речитативом.

Композиция (построение) былины:

  • зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине;

  • основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается;

  • заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.

Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский - сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей:

действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема - защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др.

К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Б) Художественные особенности былин. 

Составление таблицы:

Гипербола (преувеличение)

Приём троичности

Повторы

Постоянные эпитеты

Использование речитативов

Рифма отсутствует

В) Знакомство с текстом былины "Вольга и Микула Селянинович"

Беседа с учащимися.

- Прочитайте выразительно начало былины.

- Определите, что в былине относится к зачину. (Вводная часть.)

- Как описывает народ Вольту?

- На какие черты князя обращает внимание?

(Народ описывает Вольту как молодого, сильного князя.)

Г) Игра-викторина. Звучит музыка. (обучающиеся набирают жетоны-гусли).

Выигравшему вручается приз, книга "Былины"

5. Инсценировка отрывка былины.(заранее подготовленные обучающиеся)

6. Итог урока.

- Чем отличается сказка от былины?

Перечислите общие и отличительные признаки былины и сказки.

7. Домашнее задание:

  1. Прочитать былину "Вольга и Микула Селянинович"

  2. Проиллюстрируйте любую былину.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!