СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былины Новгородского цикла

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Былины в своем ракурсе найдены в руси. Былины как народный жанр

Просмотр содержимого документа
«Былины Новгородского цикла»

БЫЛИНЫ НОВГОРОДСКОГО ЦИКЛА

  

 

Былины новгородского цикла разрабатывают темы общественного и семейного быта. Воинская тематика киевских былин имела общерусское значение. Новгород, почти не знавший татарского ига, не разрабатывал былин с воинской тематикой. Из новгородских былин, как сказано, особенно большое значение имеют былины «Садко» и «Василий Буслаев». К новгородским былинам, по справедливому предположению В. Ф. Миллера, относится также былина о Вольге и Микуле, в которой, помимо характерных для северной Руси географических и бытовых деталей (см. описание поля Микулы, упоминание о соляном вопросе, название Ореховца-Шлиссельбурга и др.), имеется контрастное противопоставление князя-дружинника крестьянину, легко объяснимое в Новгородской Руси, в которой князь был приглашенным со стороны лицом, не имеющим права на землю 

Изображение в былине о Садко купеческих пиров, похвальбы лавками с товарами заключает острые социально-бытовые характеристики. Былина разрабатывает тему чудесного избавления от нищеты. Сам по себе такой мотив мог зародиться только в среде, где недоедание-недопивание было обычным явлением. Сказители в начале былины рисуют Садко нищим гусляром, создателем чудесных песен. Сила его искусства огромна, она способна вызвать отклик в самой природе. Но это искусство новгородским купцам оказалось ненадобно, и Садко не на что было жить, нечем было себя кормить. Садко уходит от купцов на берег Ильмень-озера и своей игрой на гуслях и пением покоряет водную стихию. Сам царь морской поднимается из глуби вод и одаривает гусляра невиданными дарами — «рыбами золотые перья». Нищий гусляр, представитель народного искусства, побеждает именитых купцов.

Былина о Садко построена на показе конфликта бедного гусляра и купцов Новгорода (купцы не зовут Садко на пир; Садко игрой на гуслях восхищает морского царя, получает ог него награду и по его наущению спорит с купцами; Садко выигрывает спор, делается богатым, гордится своим богатством, спорит с купцами повторно). Конфликт разрешается благополучно для Садко до тех пор, пока он борется с отдельными купцами. Как только Садко теряет сознание своей связи с коллективом и приходит к противопоставлению себя всему Великому Новгороду, он проигрывает. Поражение того, кто противопоставляет себя коллективу-народу, неизбежно — такова идея, утверждаемая былиной и определяющая развитие сюжета. Во второй части повествуется, как побежденный Новгородом Садко, покинув родной город, странствует по морям. Былина сочетает мысль о чудесном преодолении социальной несправедливости (богатые купцы — бедный гусляр) с прославлением Новгорода.

Былина о Садко имеет ряд эпизодов, схожих с эпизодами эпоса других народов. Это позволило ее сближать с «Калева- лой» (образ чудесного музыканта Вайнемейнена толковался некоторыми исследователями как параллельный и даже тождественный Садко; морской царь былины истолковывался как переработка водяного бога Ахто карело-финского эпоса). Эпизод опускания Садко в море рассматривался как вариация темы бросания грешника в море, разработанной Библией (история Ионы во чреве китовом) и средневековой литературой (ср. историю о Садоке в старофранцузском романе «Tristan de Leonois»)

Возведение былины о Садко к иностранным источникам и толкование ее как переработки фольклора и литературы других народов глубоко ошибочны. Но самые параллели к былине о Садко должны учитываться, как материал для изучения русского эпоса, помогающий раскрыть его особенности и то общее, что роднит былины с героическим средневековым эпосом других народов.

Столь же замечательным образцом новгородского былевого эпоса являются две былины о Василии Буслаеве — о его молодости («Василий Буслаев и мужики новгородские») и о том, как он ездил молиться («Смерть Василия Буслаева»). Эти былины, отражая быт и социальные взаимоотношения средневекового Новгорода (в них содержатся замечательные бытовые зарисовки, имеющие соответствия в летописных записях — см. Новгородскую летопись и Софийский временник), особенно важны тем, что отразили ранние проблески критицизма и элементов рационализма на Руси.

В былинах о Василии Буслаеве отражено критическое отношение к догмам, утверждаемым церковью и всем строем феодального государства. Самый образ Васьки Буслаева характеризуется отсутствием суеверия, столь типичного для средневековья, и стремлением нарушить установленный строем порядок вещей. О Буслаеве говорят, что он «ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай не верует». Отсутствие уважения ко всему, что почиталось как освещенное религией, проявляется во многих поступках Васьки. Так, в пылу боя на мосту через Волхов Васька не задумывается поднять руку на своего «крестного батюшку»; надо припомнить, что крестный предстает перед Васькой в духовном облачении, следовательно, Ваську не останавливает и монашеская одежда. У гроба господня Васька нарушает правила поведения, входя нагим в Иордань-реку. Творил Васька и другие запретные для христианина дела.

Эти характерные черты образа Буслаева всецело объясняются идейной жизнью русского средневековья. Чем больше усиливался идеологический гнет русской церкви, тем рациональнее становилось сознание людей. В условиях господства религиозного мировоззрения он нередко принимал формы «еретических» движений. Таковы были известные на Руси ереси стригольников и жидовствуйпцих. Последние, например, отрицали божественность Иисуса Христа, чудотворность икон и многое другое, что отстаивала каноническая православная церковь как основные элементы христианского вероучения.

Былины о Василии Буслаеве, разумеется, нельзя непосредственно связать с этими «еретическими» направлениями русской общественной мысли. Но эпические песни о нем несомненно отразили обстановку, которая порождала по-разному выражающийся рационализм. Протест Василия Буслаева против установившихся запретов, нарушение им устоев и правил жизни, неверие в поверья и приметы отражали прогрессивные явления общественной жизни средневековой Руси. А. М. Горький справедливо подчеркивал, что образ Буслаева явился специфически русским обобщением общественных явлений и указывал, что в нем отразились некоторые стороны национального русского характера.

Необходимо заметить, что народное творчество отмечает неосознанность протеста Буслаева. Самый протест целиком захватывает героя былины, заставляя его нарушать все правила общежития, совершать также и неразумные действия — всецело ради бесшабашного удальства. Отсюда идет некоторая противоречивость образа, сказывающаяся в том, что Васька, воспринимаемый как явно положительный герой, поступки которого выражают протест против средневекового застоя, против установившихся обычаев, совершает ряд действий, по существу ненужных, ничего не дающих, а иногда противоречащих элементарным правилам поведения (см., например, эпизод с мертвой головой). Василий Буслаев не знает удержу ни в чем; он сам становится жертвой нарушения запретов и в конце концов гибнет.

Былины о Василии Буслаеве, рассказывая о жизни героя в Великом Новгороде, дают замечательные зарисовки быта средневекового города (обычай братчины, кулачные бои и т. п.). Вытопись былины очень точна и полностью подтверждается летописными рассказами (ср. в Новгородских летописях). Сочетание правдиво отображенных идеологических явлений средневековой Руси с точными и яркими зарисовками общественного и семейного быта выделяют былину о Василии Буслаеве как одну из наиболее художественных самобытных эпических песен русского народа.

С новгородскими былинами соприкасается (а быть может, в новгородских землях и была создана) былина о Вавиле и скоморохах. Основание для этого предположения дает то, что скоморошья песенная и былинная традиция живо сохранялась на территории новгородских пятин вплоть до XX в., и былина «Вавила и скоморохи», записанная на р. Пинеге, представляет собой яркий образец этой традиции. Новгород в XV—XVII вв. наряду с Москвой был центром средоточия скоморошьего искусства. Естественно, что преследование скоморохов, гонение на скоморошье искусство, особенно сильное в XVII столетии, в новгородчине проходило также. Скоморохи в грамотах Московской Руси были объявлены слугами дьявола, а их искусство— бесовским Былина о Вавиле и скоморохах как бы отвечает правительству и духовенству и называет искусство скоморохов святым. Эта былина — апология скоморошьего искусства.

В былине царь Собака с сыном, дочерыо и зятем противопоставлены скоморохам, ведущим с собой крестьянина Вавилу. Видеть какое-либо определенное лицо под именем царя Собаки (например, царя Алексея Михайловича, особенно сурово преследовавшего скоморохов) нет достаточных оснований. Скорее всего этот образ надо понимать, как обобщающий эпический образ, противостоящий скоморохам, с которыми, по их призыву,, оставив повседневную работу в поле, идет крестьянин Вавила. Силой своего искусства— песней и игрой — Вавила и скоморохи вызывают огонь, испепеляющий «ипищее царство» царя Собаки. На царство скоморохи сажают Вавилу. Заслуживает внимание и то, что в былине скоморохи, идущие на царя Собаку, названы именами святых Кузьмы и Демьяна — бессребреников (т. е. неимущих), покровителей ремесленников (в основном — кузнецов). О них былина говорит: «Не простые люди-то, святые!».

Былина, противополагая крестьянина Вавилу царю, утверждает победу смерда над правителем-Собакой и законность уничтожения его царства.






БЫЛИНЫ

Главная / Жанры песен русского фольклора / Былины


Особый вид эпических песен, являющихся одним из значительнейших разделов русского народного песенного наследия, дошедшим из давних времен . Их богатейшее содержание, высокая идейность, яркие поэтические и музыкальные достоинства.

Былины наряду с историческими песнями составляют русский национальный эпос. Длительное время формирования эпоса с 10 по 16 века, благодаря чему его состав по содержанию и происхождению чрезвычайно сложен и разнообразен.

Сочетание в былинах реальной жизненной основы и вымысла, характерной гаперболизации, не дающее точной хронологизации событий. Главная тема русского былинного эпоса - тема защиты Родины, борьбы с врагами русской земли. Именно эта тема создала образы легендарных героев-богатырей - Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Полнее всего она раскрыта в цикле киевских былин. Воплощение в былинах самых заветных дум и чувств русского народа - любви к Родине, родной земле, вера в торжество правды и справедливости. Громадная обобщающая сила былинных образов, воплощающих лучшие черты всего русского народа: ум, мужество, душевная простота, прямота в характере, необычайная сила, доблесть, глубочайший патриотизм.

Своеобразные поэтические особенности былин. Их образное и пространное повествование. Его свободное варьирование. Традиционный прием троекратного повторения важного по смыслу эпизода. Яркие гиперболы и эпитеты. Характерное строение былин: запев, зачин, повествование и заключение или исход. Создатели былин - певцы-сказители. Наиболее известные их династии, например Рябининых.

Глубокая выразительность музыкального языка былин. Спокойный величавый характер напевов, их речитативный склад. Своеобразное повествование нараспев. Близость мелодий к рассказу, разговорной речи, достигающаяся частым повторением одного звука, остановками в конце фраз, имеющих характерные терцовые или секундовые нисходящие окончания. Неспешное, размеренное исполнение былин с редкими изменениями темпа.

Отличие новгородских былин от киевских. Преобладание в них бытовых тем, связанных с энергичной торговой деятельностью Новгорода, с его культом предприимчивости и инициативы. Главный герой - купец, торговый гость (Садко). Затрагивались вопросы искусства, исполнительства (Садко - народный певец, гусляр). Забавные скоморошины. Бытовые песни-баллады о трагических происшествиях и семейных драмах.

Большая мелодическая распевность новгородских былин в отличие от киевских. Более развитый диапазон их напевов, уменьшение интонационных повторов, более живой и оригинальный ритм, часто близкий к плясовому (особенно в скоморошинах), большая оживленность темпа.

Две основные традиции исполнения русского былинного эпоса: одноголосная северная сказительская и многоголосная южная ансамблевая.

Отражение характерных образов, тем и сюжетов былинного эпоса его героико-патриотического пафоса в творчестве русских литераторов, художников, композиторов.

Образцы былин:

"КАК ВО ГОРОДЕ СТОЛЬНО-КИЕВСКОМ" 
Типичный пример былины героического киевского цикла. Включена Н.А. Римским-Корсаковым в его сборник "Сто русских народных песен." Напев ее близок к величавому размеренному сказу. Мелодия речитативного склада, основана на повторении краткой небольшого диапазона попевок с отдельными вариационными изменениями, имеющей характерные секундовые нисходящие окончания, приближающие ее к речи. Использование пунктирного ритма придает напеву сдержанность, собранность, соответствующие общему спокойно-торжественному строю былин.

" О ВОЛЬГЕ И МИКУЛЕ "
Одна из былин сказителя Т.Г. Рябинина, входит в сборник Н.А. Римского-Корсакова "Сто русских народных песен." Это характерный рассказ нараспев. Каждому звуку мелодии соответствует один слог текста, типичные нисходящие секундовые окончания Фраз, частое повторение одного звука. Тема былины использована М.П. Мусоргским в дуэте Варлаама и Мисаила, в опере "Борис Годунов" и А.С. Аренским в фантазии на темы Рябинина для фортепиано с симфоническим оркестром.

"ПРО ДОБРЫНЮ" 
Яркий пример среднерусской былины.  Напев ее более мелодически развитый, октавного диапазона. В то же время он сохраняет строгость эпического стиля. Своеобразие песенно-декламационной мелодии придают также преобладающая диатоничность, наличие ангемитонной попевки. Тема былины использована М.А. Балакиревым в медленном вступлении симфонической "Увертюры на три русские темы", где ей придается лирико-пасторальный оттенок и в опере А.Т. Гречанинова "Добрыня Никитич."

" СОЛОВЕЙ БУДИМЕРОВИЧ" 
Типичный образец новгородской былины. Она входит и в известный сборник Н.А. Римского-Корсакова. Мелодия ее приподнято-оживленного характера, вариантного изложения основана на чередовании интонаций декламационного характера с мелодическими попевками. Тема былины использована Н.А. Римским-Корсаковым в опере-былине "Садко", в хоре 4 картины.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!