Быстро и интересно. Опрос на уроках
русского языка и литературы
Н.В. Акиньшина
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чулокская основная общеобразовательная школа
Аннотация изученной педагогической статьи «Быстро и интересно». Опрос на уроках русского языка и литературы»
учителя русского языка и литературы Н.В. Акиньшиной
В статье Н.В. Акиньшиной обобщается опыт по использованию различных видов опросов. В статье автор дает обобщенную характеристику основным приемам опроса на уроках русского языка и литературы. Особое внимание в своей работе Н.В. Акиньшина уделяет результатам использования методов оптимизации учебного процесса. Обосновывается мысль о том, игровые технологии и интерактивные формы включают в себя и момент интереса, и момент состязательности. У детей появляется интерес и стремление быть быстрым, собранным, ловким, творческим.
Таким образом, в целом использование описанных приемов могут быть полезны учителям начальной школы и учителям-предметникам с целью повышения профессиональной подготовки педагогов.
Ключевые слова: опрос, интерактивные и игровые формы обучения, эффективность, повышение качества образования
Опрос домашнего задания - один из основных этапов урока. На нем школьник шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, отвечать. Д.Б. Богоявленская отмечает, что на этом этапе урока он (ребенок) научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в контексте: улавливать, о чём идёт речь, следить за развёртыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции [9, с.32]
Но как же иной раз этот самый опрос бывает нуден! Вопросы учителя, ответы на них учеников, пересказы, правила... Само собой, без этого нельзя. Я не против традиционных форм опроса, но, может быть, его можно сделать нескучным?
Всё это обуславливает актуальность проблемы опроса на уроке русского языка, так как её изучение будет способствовать повышению качества обучения и речевому развитию учащихся.
Целью работы по решению этой проблемы является изучение видов опроса на уроках русского языка, а также обобщение опыта по использованию различных видов опросов.
Для этого необходимо решить ряд задач:
Изучить современную методическую литературу по данному вопросу;
Отобрать фактический материал, необходимый для анализа;
Описать виды опроса на уроках русского языка;
Обобщить результаты, сделать выводы.
Известный методист Г.А.Богданов [8, с.8] подчёркивает, что именно опрос помогает учителю получать объективную информацию о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном пять видов опроса – устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, групповой. Но современный урок русского языка и литературы очень насыщенный, каждая его минута используется для плодотворной работы, поэтому традиционные формы не всегда эффективны, и не на каждом уроке их можно использовать.
Чем дольше я работаю, тем сильнее я задумываюсь над разнообразием собственной педагогической базы, где средства и методы оптимизации учебного процесса занимают почетное место. Иными словами, пытаюсь разрабатывать и использовать различные «хитрости для более эффективной работы с учащимися.
Я не открою ничего нового: на выручку приходят интерактивные формы обучения и игры. Подборка следующих методических инструментов, как мне кажется, служит для решения поставленной задачи/
Игра "Метаморфозы"
Правила игры таковы: отвечающий ученик "превращается" в понятие, о котором ему предстоит рассказать. Эту игру можно проводить в двух вариантах:
1. Учитель даёт ученику карточку с названием понятия или именем персонажа, которым ему сегодня предстоит быть. Он представляется. Например: "Здравствуйте, меня зовут имя прилагательное" или "Я сегодня Остап Бульба". Ученики класса задают ему вопросы по данной теме, на которые он должен ответить.
2. Ученик получает листок с понятием, но не говорит остальным ученикам, что в нем написано. Они задают ему вопросы, он отвечает, и класс по ответам товарища угадывает его.
В конечном счете, это тот же опрос, во время которого ребенок должен показать свои знания по той или иной теме, но форма более занятная. К тому же, в опросе участвует не только один ребенок, но и остальные обучающиеся.
Игра "Порванная цепочка"
Эту игру хорошо применять тогда, когда надо проверить, как обучающиеся усвоили алгоритм какого-либо действия. Например, умение применять изученную орфограмму. Учитель заранее готовит карточки с этапами алгоритма, а потом на уроке раздает эти карточки разным детям. Их задача - восстановить цепочку, то есть встать в такой последовательности, в какой должны выполняться действия.
Игра "Шкатулка вопросов"
Вариантов этой игры много. Можно проводить ее по-разному. Но принцип один: ученик выходит в центр класса, ему задается 5 вопросов. Он на них отвечает и получает такую оценку, сколько правильных ответов у него вышло. Вопросы готовит сам учитель или подготовленные дома. Каждый вопрос записываются на отдельном листочке. Потом в классе эти вопросы на карточках помещаются в корзинку, коробку, шкатулку и т.п. Отвечающий вынимает из шкатулки вопросы. Подобным способом можно опросить ни одного ученика. Игра есть игра. Нудный опрос сразу превращается в интересное занятие.
Игра "В нужном месте"
В игре принимают участие все обучающиеся класса. Заранее учитель готовит таблички со понятиями, которые можно классифицировать. Например, при изучении темы «Виды сказуемых» ученикам даются карточки с предложениями и просят их пройти в "нужное место": первая сторона – простые глагольные сказуемые, вторая – составные глагольные сказуемые, третья – составные именные. Правильность выполнения проверяем на слайде или на доске. А потом просим учеников объяснить свой выбор. Необходимых точек можно запланировать меньше или больше, так же, как и карточек.
Игра «Большой экран»
Сегодня существует большое количество компьютерных программ, с помощью которых учитель может сделать «нарезку» видео фрагментов из программ, фильмов. Обучающиеся после просмотра должны определить о каком герое, каком событии, явлении идет речь. Можно опрашивать индивидуально, проводить опрос для всех, либо группы учащихся.
Игра «3*3»
Дети работают на чистых листочках, заполняют три графы, одна из которых озвучивается учителем. Например, учитель зачитывает «После бала», учащиеся дописывают во второй графе Л.Н. Толстой, в третьей- рассказ.
Игра «Художник»
Детям дается задание — создать таблицу, схему или интеллект-карту по пройденному материалу, а затем дети объясняют свои рисунки. Например, создайте карту рассказа или схему, показывающую основные события рассказа «Васюткино озеро».
Можно использовать скрайбинг, очень современный и эффективный формат, который делает любой урок необычным. Создается инфографика в графическом редакторе. Это те же самые таблицы и опорные конспекты, только в оцифрованном формате, интересном и понятном для современных ребят. В итоге «скучные темы» у них идут по-другому — открываются варианты для творчества.
Достоинства игровых технологий и интерактивных форм лежат на поверхности. Они включают в себя и момент интереса, и момент состязательности.
У детей появляется интерес и стремление быть быстрым, собранным, ловким, творческим. При этом они вырабатывают умение чётко выполнять задания, формулировать свою точку зрения.
В период дистанционного обучения для поддержания интереса учеников мы, учителя, активно использовали игровые технологии в онлайн формате, но главной задачей учителя все-таки остаётся – учить поддерживать живое общение, которого так не хватает детям.
Библиография
Аванесов В.К. Композиция тестовых заданий. – М., 2002. – 238 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.- 80 с.
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно – деятельностный подход: учебное пособие. – М., КНОРУС, 2007. – 264 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1997. – 346 с.
Бардин К.В.: «Как научить детей учиться», Москва «Просвещение» 1987г.-210 с.
Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М.: Речь, 1989. – 358 с.
Богданов Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1994. – 354 с.
Богданов Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Педагогика – Пресс, 2000. – 328 с.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов – на – Дону, 2003. – 169 с
ФИО (полностью) | Акиньшина Нина Васильевна |
Ученая степень, звание | Нет |
Должность и место работы (полное название организации по Уставу ОО) | Учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения Чулокская основная общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области |
Муниципальное образование (район, город), в котором располагается ОО | Чулокское сельское поселение, Бутурлиновский муниципальный район Воронежской области |
E-mail | [email protected] |
Телефон для связи (указать – моб., дом., раб.) | +7-952-954-08-63 (моб.) +7(473)361-53-3-35 (раб.) |
Адрес проживания с индексом | 397511, Воронежская область, Бутурлиновский район, с. Чулок, ул. Садовая, д. 11 |