Бытовая швейная машина.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе.
1
Тип урока
Комбинированный.
2
Тема
Бытовая швейная машина.
3
Цель
Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий. Способствовать развитию эрудиции в области создания швейной машины, формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины, формированию и развитию первоначальных навыков подготовки швейной машины к работе и умений работы на швейной машине.
4
Задачи
Образовательная - познакомить обучающихся со швейной машиной, сформировать их знания об устройстве бытовой швейной машины и развить первоначальные навыки и умение работать на бытовой швейной машине.
Развивающая - развивать пространственное воображение и внимательность.
Воспитательная - трудолюбие, аккуратность.
5
Планируемые результаты
Предметные – освоение новых знаний о швейном оборудовании, истории появления бытовой швейной машины, её устройстве, правил безопасной работы на швейном оборудовании.
Метапредметные (УУД):
Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,
Познавательные - выполнение работы по классификации швейных машин.
Личностные – установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда. Бережное отношение к имуществу. Ознакомить с миром профессий с социальной значимостью.
6
Основные понятия
Машина, швейная машина, привод швейной машины, механизмы регулировки, пэчворк.
7
Межпредметные связи
Черчение, история,
8
Ресурсы
Основные: учебник, рабочая тетрадь, нитки, ножницы, бытовая швейная машина, ткань, мел.
Дополнительные: компьютер, линейка, дополнительная литература.
9
Формы работы
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая
Дидактическая структура урока.
Деятельность обучающихся. Деятельность учителя.
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Планируемые результаты. Предметные. УУД
Организационный момент
- Обучающихся организуют рабочее место.
- Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.
Актуализация знаний учащихся
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Учитель выясняет степень усвоения изученного материала; определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины; создаёт условия по ликвидации обнаруженных недочётов.
Интеллектуальные навыки, позволяющие обучающемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
Обучающиеся выполняют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Целеполагание
Обучающиеся устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала; формулируют тему урока; определяют цель учебной деятельности.
Учитель предлагает обучающимся познакомимся с бытовой швейной машиной, с историей ее появления, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН (знаниями, умениями, навыками) должны овладеть.
Обучающиеся знакомятся с видами бытовых швейных машин, подготовив сообщения о них.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
Обучающиеся умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.
Изучение нового материала
Обучающиеся слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради, работают с учебником.
Учитель рассказывает об устройстве бытовой швейной машины, задаёт вопросы, приводящие к раскрытию новой темы.
Обучающиеся - учатся находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию; показывают умение работать с учебником и дополнительной литературой.
Обучающиеся умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
Практическая работа
Обучающиеся работая в парах, выполняют тренировочные упражнения в шитье на заправленной машине, повторяют правила по техники безопасности, правила работы в парах.
Направляющая деятельность – инструктаж по выполнении; проверка понимания обучающимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа - в парах тренировочные упражнения в шитье на заправленной машине. Развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении через правильное выполнения практической работы.
Обучающиеся формируют навыки самостоятельной работы и работы в парах при выполнении практической работы. Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами.
Рефлексия
Обучающиеся производят взаимопроверку, рефлексию, представляют конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Осуществляется выявление ценностного отношения обучающихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
Домашнее задание
Выучить термины, записанные на уроке в тетради. Повторить правила безопасной работы на швейной машине. Собрать шкатулку (нитки, лоскут ткани и ножницы, иглы, булавки, мелок).
Конспект урока технологии в 5 классе.
Тема: Бытовая швейная машина.
Рефлексия: Какое у вас настроение?
Вступительное слово:
Платья, простыни и шторы
Сможете легко вы сшить,
Дарим швейную машинку,
Станет вам полегче жить,
Сможете подшить вы брюки
И любой заштопать шов,
Быстро, качественно очень
Шьет машинка хорошо!
Вам сегодня мы вручаем
Этот нужный агрегат,
Ведь подобному презенту
Каждый был бы точно рад!
Правильно - о бытовой швейной машине.
Правильно – придумал швейную машину.
Нет.
Все машины придуманные человеком предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
Бытовая швейная машина.
Познакомится с устройством бытовой швейной машины, сформировать и развить первоначальные навыки и умение работы на швейной машине.
Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!
Основная часть. Изучение нового материала (презентация).
Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду (привести примеры: палатки, обувь, парашют, игрушки и многое другое). Есть немало хобби, которые связаны с шитьем – например - пэчворк, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.
Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но, все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе» и швейной машине.
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Знакомство с историей швейной машины.
Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
Немец Карл Вензенталь изобрел машину, копирующую ручной стежок.
Американец Уолтер Хант – первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.
Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.
Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была почти доведена до современного вида, и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.
Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. Вполне возможно, что если бы изобретателям первых швейных машин показали современные швейные машинки, они бы очень удивились и не узнали в них наследниц своих изобретений.
Знакомство с современными швейными машинами (слайды).
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому, что в своем деле она умеет практически всё. Она шьёт, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьёт двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически всё – от заправки нитки в иглу до её обрезки по окончании шитья.
Знакомство с классификацией швейных машин.
Все швейные машины различают:
• по выполняемым операциям: специальные, универсальные;
• по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.
• по назначению: промышленные и бытовые
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки, пришив пуговиц, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины.
Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, регулятор длинны стежка, маховое колесо, ручной привод, регулятор натяжения верхней нити, челночное устройство, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов.
Самостоятельная работа учащихся.
Работа с терминами. Знакомство с бытовой универсальной швейной машиной.
Учебное задание:
1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся учебником.
2. Вклей в рабочую тетрадь схему швейной машины – подпиши название основных ее узлов.
Молодцы. А сейчас я предлагаю выполнить практическую работу.
Практическая работа.
Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку.
Вводный инструктаж учителя.
При освоении навыков работы на любой бытовой швейной машине, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил ТБ.
Технология подготовки.
Прочитайте правила безопасной работы на швейной машине (учебник). Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении машинных работ.
Демонстрация подготовки швейной машины учителем:
Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:
1) поставить машину на холостой ход;
2) намотать нитку на шпульку, с помощью моталки;
3) заправить шпульку в шпульный колпачок;
4) установить шпульный колпачок в челночный механизм;
5) повернуть маховое колесо на себя и установить иглу в крайнее верхнее положение;
6) поднять лапку;
7) заправить верхнюю нить;
8) вытащить нижнюю нить;
9) подложить ткань, опустить иглу (проколоть ткань иглой) с помощью махового колеса, опустить лапку;
10) осторожно нажимаем на педаль, контролируем скорость;
11) выполнить пробную машинную строчку.
Практическая работа «Выполнение тренировочных упражнений в шитье на заправленной машине» (работа в парах).
Принадлежности и материалы: бытовая швейная машина, нитки, ткань, ножницы, мел, линейка.
Ход работы.
Подготовь швейную машину к работе.
1) поставить машину на холостой ход;
2) намотать нитку на шпульку, с помощью моталки;
3) заправить шпульку в шпульный колпачок;
4) установить шпульный колпачок в челночный механизм;
5) повернуть маховое колесо на себя и установить иглу в крайнее верхнее положение;
6) поднять лапку;
7) заправить верхнюю нить;
8) вытащить нижнюю нить;
9) подложить ткань, опустить иглу (проколоть ткань иглой) с помощью махового колеса, опустить лапку;
10) осторожно нажимаем на педаль, контролируем скорость;
11) выполнить пробную машинную строчку.
Выполнение тренировочных упражнений в шитье на заправленной машине на лоскуте ткани.
- На куске ткани по линейке мелом начерти прямую линию.
- Выполни машинную строчку строго по намеченной линии.
Текущий инструктаж учителя:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест;
проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;
инструктирование по выполнению задания;
целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).
Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается оказать помощь одноклассницам.
Подведение итогов урока.
Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты?
Что узнали на уроке?
Что было новым?
Что вызвало затруднения?
Мы познакомились с историей создания швейной машины, классификацией швейных машин, а так же узнали, как устроена бытовая швейная машина. Новые знания пригодятся нам при работе со швейной машиной, зная её устройство, мы сможем выполнять наладку и мелкий ремонт бытовой швейной машины.
Рефлексия:
- Какое у вас настроение?
- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали вы?
- Пригодятся вам эти знания в жизни?
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
На следующем уроке мы продолжим знакомство со швейной машиной и продолжим выполнять строчки на бытовой швейной машине.
Домашнее задание:
1. Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Собрать шкатулку (нитки, лоскут ткани и ножницы, иглы, булавки, мелок).
Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.