СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Бытовая сказка. "Чего на свете не бывает"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Бытовая сказка. "Чего на свете не бывает"

Просмотр содержимого документа
«"Бытовая сказка. "Чего на свете не бывает"»

Перекрёсток. Светофор. Водитель на «Камазе», мужичок в повозке на лошади и мотоциклист стоят и ждут зелёного света. Загорелся жёлтый, «Камаз» газанул. Лошадь испугалась и укусила мотоциклиста за ухо. Кто нарушил правила?
  • Перекрёсток. Светофор. Водитель на «Камазе», мужичок в повозке на лошади и мотоциклист стоят и ждут зелёного света. Загорелся жёлтый, «Камаз» газанул. Лошадь испугалась и укусила мотоциклиста за ухо. Кто нарушил правила?
Как называется этот текст ? В каком разделе мы изучали подобные тексты ? Какие еще знаем жанры ? Какой жанр мы будем изучать сегодня ? Что мы о нем уже знаем ?
  • Как называется этот текст ?
  • В каком разделе мы изучали подобные тексты ?
  • Какие еще знаем жанры ?
  • Какой жанр мы будем изучать сегодня ?
  • Что мы о нем уже знаем ?
Сюжет и реальная основа сказки.

Сюжет и реальная основа сказки.

Вспомнить… Проанализировать… Узнать… Выяснить….  Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает» Сюжет и реальная основа.
  • Вспомнить…
  • Проанализировать…
  • Узнать…
  • Выяснить….
  • Бытовая сказка.
  • «Чего на свете не бывает»
  • Сюжет и реальная основа.
Сюжет   – это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.. РЕАЛЬНАЯ ОСНОВА –  Могли ли происходить подобные ситуации в реальности ? Чьи характеры раскрываются ? Что высмеивается народом и служит поводом для создания подобных сказок ?
  • Сюжет   – это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям..
  • РЕАЛЬНАЯ ОСНОВА
  • Могли ли происходить подобные ситуации в реальности ?
  • Чьи характеры раскрываются ?
  • Что высмеивается народом и служит поводом для создания подобных сказок ?
1 . Сюжет Какие события происходят ? Чьи характеры раскрываются ? Назовите главных героев. Определите, кто изображен на картинке ? Иллюстрации. Как представляете вы мужика и барина ? Почему ?

1 . Сюжет

  • Какие события происходят ?
  • Чьи характеры раскрываются ? Назовите главных героев.
  • Определите, кто изображен на картинке ?
  • Иллюстрации. Как представляете вы мужика и барина ? Почему ?
Найдите в тексте имена героев, описание их внешности. Почему нет  индивидуальных черт ? Персонажи условны.  Героев будем сравнивать или представителей барства и народа ?
  • Найдите в тексте имена героев, описание их внешности.
  • Почему нет индивидуальных черт ?
  • Персонажи условны.
  • Героев будем сравнивать или представителей барства и народа ?
3. Обратимся к тексту. Каковы черты характера барина ? 1. Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает?». - Почему барин решил подшутить над мужиком? - Как мужик воспринял приказ барина?

3. Обратимся к тексту.

  • Каковы черты характера барина ?
  • 1. Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает?».

- Почему барин решил подшутить над мужиком?

- Как мужик воспринял приказ барина?

3. Обратимся к тексту. 2. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!» Каким был первый ответ? - Почему барин не принял ответ мужика? - Почему мужик поверил барину?

3. Обратимся к тексту.

  • 2. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»
  • Каким был первый ответ?
  • - Почему барин не принял ответ мужика?
  • - Почему мужик поверил барину?
3. Обратимся к тексту. 3. Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь». - Каков второй ответ мужика? - Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать, что «по неметчине и все так»?

3. Обратимся к тексту.

3. Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь».

  • - Каков второй ответ мужика?
  • - Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать, что «по неметчине и все так»?
3. Обратимся к тексту. 4. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки. - Почему мужику удалось перехитрить барина ?

3. Обратимся к тексту.

4. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

  • - Почему мужику удалось перехитрить барина ?
4. Основная мысль. Что хочет сказать нам народ ? Для чего создавалась эта сказка ? Как народ представляет себе барина ? Почему ?  Барин груб и властен, презрительно относится к народу. Мужик умён, находчив, терпелив. Это только в сказке бывает ? Что народ высмеивает ?

4. Основная мысль. Что хочет сказать нам народ ? Для чего создавалась эта сказка ?

  • Как народ представляет себе барина ? Почему ?
  • Барин груб и властен, презрительно относится к народу. Мужик умён, находчив, терпелив. Это только в сказке бывает ?
  • Что народ высмеивает ?
5 . Как соотносятся события в сказке со взаимоотношениями барина и крестьянина в реальной жизни ? Была ли такая ситуация на самом деле ? В чем заключается реальная основа сказки ? Что высмеивают и чему учат нас бытовые сказки ? Возможна такая ситуация сегодня (богатый – бедный) ?

5 . Как соотносятся события в сказке со взаимоотношениями барина и крестьянина в реальной жизни ?

  • Была ли такая ситуация на самом деле ?
  • В чем заключается реальная основа сказки ?
  • Что высмеивают и чему учат нас бытовые сказки ?
  • Возможна такая ситуация сегодня (богатый – бедный) ?
Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик», «Барин и плотник» и т.д.   Что высмеивается, обличается в сказках «Барин и мужик», «барин и собака» ?

Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик», «Барин и плотник» и т.д.

Что высмеивается, обличается в сказках «Барин и мужик», «барин и собака» ?

Достигли цели урока ? Что больше всего запомнилось ? Я сегодня понял, что.. Синквейн («Барин», «Мужик»).
  • Достигли цели урока ?
  • Что больше всего запомнилось ?
  • Я сегодня понял, что..
  • Синквейн («Барин», «Мужик»).
Индивидуально: 1. выразительное чтение по ролям («Наконец настал вечер. Стало темно….Девушка распрощалась с нею…); 2. пересказ сказки «Морозко». 1. Прочитать сказку «Падчерица». 2. Нарисовать портреты героев, устно составить к ним комментарий.
  • Индивидуально:
  • 1. выразительное чтение по ролям («Наконец настал вечер. Стало темно….Девушка распрощалась с нею…);
  • 2. пересказ сказки «Морозко».
  • 1. Прочитать сказку «Падчерица».
  • 2. Нарисовать портреты героев, устно составить к ним комментарий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!