Беседа «Правила вежливого поведения»
Цели и задачи: сформировать представление о нравственных ценностях; на конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека; воспитывать культуру поведения.
Ход мероприятия
1.Вступительное слово учителя. Притча «Мухи и пчёлы» Однажды у мудреца спросили:
-Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
Мудрец ответил:
-Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё, начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому что она не знает, что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок , то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам.
- Что же такое ценность? Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.
Учитель. Ценность это многогранное, которое включает в себя разные черты характера, которые для одного человека важны, а для другого нет. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.
Давайте сегодня вместе с вами попробуем сотворить свой образ человека, наградив его теми ценностями, которые вы выберите сами, и которые наверняка значимы для вас.
Задание № 1. Выбрать те ценности, которые вы бы не хотели видеть в образе нашего героя.
Задание №2. Эти черты характера вы хотели бы видеть в образе нашего героя.
Задание №3. Назовите вечные универсальные ценности (Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие, застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность, наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность...)
- Поговорим о совести. Первая группа зачитывает высказывания о совести.
Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.
Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.
Совесть – это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.
Учитель зачитывает «В мире мудрых мыслей»
Притча о старушке, которая собирала стёкла на пляже В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.
- Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
Ваше мнение. О каких ценностях говорится в этой притче? (сострадание, доброта)
Вторая группа зачитывает высказывание о доброте.
Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие.
Высказывание о милосердии зачитывает третья группа.
Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности.
Слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.
Учитель. Но мир и человек не так идеален, как мы его представили. В мире достаточно слёз, боли, горя, разочарований. Что выбрать? Задумайтесь над заключительной притчей.
Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?». Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»