Час занимательной химии«Там, на химических дорожках»
Час занимательной химии
«Там, на химических дорожках…»
Цель: заинтересовать учащихся предметом химии, показать, что химия- это увлекательный мир превращения веществ, которые сопровождаются разнообразными явлениями, научить юных химиков основам проведения химического эксперимента,
Оборудование и реактивы: раствор чая, хлорида железа(III),соляной кислоты, карбоната калия, хлорида кальция, раствор перманганата калия, дихромат калия, гвоздь. горелка. серная кислота спирт, свеча, фарфоровая чашка, винная кислота. Йод (р - р) раствор аммиака(конц.). булка, лимонный сок, фильтровальная бумага.
Предварительная подготовка: подготовка ребят по методике проведения демонстрационных экспериментов.
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята и наши гости. Сегодня в рамках проведения недели предметов естественно-математического цикла, мы решили с ребятами провести час занимательной химии «Там, на химических дорожках», еще раз показать вам, какая это интересная наука, кроме того, мы сегодня совершим ритуал посвящения в химики учащихся 8-го класса. Будьте внимательны, активны и любознательны. Итак, мы начинаем.
(Возле демонстрационного стола 2 ученика!)
1 ученик
Там, на химических дорожках
Следы химических веществ,
Протопал ион на тонких ножках,
Заходит в школьный он подъезд.
2ученик
Там. классный стол пробирок полон,
В пробирках тех реакций волны
И дым из них валит густой,
Там водороды мимоходом
Пленяют грозный кислород.
И тем они рождают воду,
Чтоб жажду утолил народ.
1 ученик
В ретортах там кислоты тужат,
Им лакмус красный верно служит,
Там натрий с хлором, породнились
И солью к нам на стол явились.
Там серу встретил водород,
Ударил запах в рот и в нос.
2 ученик Кислоты там со щелочами
Стоят, обнявшись, став друзьями,
И от реакции такой
Раствор шипит как волн прибой,
Учитель там пред классом чахнет
Вместе Там знаний дух, наукой пахнет.
(заходит третий ученик)
3 ученик: Все шутите, а я вот был в буфете, хотел выпить чаю, но не хватило.
1 ученик: А ты выпей чаю у нас. (Дает стакан с чаем)
3 ученик: Но он холодный, добавьте немного горяченького.
2 ученик: С удовольствием ( доливает раствор FeCl3- раствор чернеет)
3 ученик: Ребята это же смола, а не чай. Да, кстати, вспомнил, вам передали записку.
1 ученик: Но тут ничего не написано. Наверно это розыгрыш, давайте ее сожжем ( греет над спиртовкой).
2 ученик: Ой, смотрите, тут что- то написано ( читает. Записка написана лимонным соком на фильтрованной бумаге)
3 ученик: Послушайте, а булочки у вас нет?
2 ученик: Есть, только черствая, мы ее сейчас размочим в чае. (булку окунает в раствор йода)
3 ученик: У вас тут ни поесть, ни попить. Почему это булка у вас почернела? Вы, наверное, издеваетесь!
1 ученик: Не расстраивайся, мы приготовили тебе витаминизированный напиток.
2 ученик: Хочешь виноградного сока? Он сладкий и богат витаминами.
3 ученик: А сок тоже холодный? Давайте подогреем, ( греет, малиновый раствор стал бесцветным. Раствор KMnO4 и винная кислота.) Ух ты. А где сок? Водой хотели напоить?
2 ученик: Задымили все тут. А бывает ли дым без огня?
1 ученик: Бывает (1 стакан смоченный. NH3 (k) второй - HCl(k) идет дым)
3 ученик: От вашего волшебства у меня голова кругом идет. На вредных производствах, между прочим, молоко дают.
2 ученик: Молоко? Пожалуйста (смешивает CaCl2 с K2CO3 раствор стал белым.)
3 ученик: А оно настоящее? Проверим ( +раствор HCl раствор становится прозрачным). Ребята, вы кроме воды ничего не можете предложить?
1 ученик: Слушай, ты требуешь, требуешь, а сам что можешь предложить?
3 ученик: «Химический хамелеон»! демонстрируется впервые! (р-р K2MnO4+NaOH- зеленый цвет + H2SO4(k) – красно-фиолетовый цвет)
1 ученик: Очень здесь темно, цвета не видно. Давайте зажжем пламя, но без спичек.
2 ученик: У нас было все: и завтраки, которых есть нельзя, и дым без огня, и огонь без дыма, и хамелеонов видели.
1 ученик:Аа еще с помощью чудесной науки химии мы можем вызвать извержение вулкана.
3 ученик: А можно я вам помогу? ( на огнеупорной плитке насыпали кучку дихромата калия. На спиртовке нагревают гвоздь и им греют с середины дихромат калия. Наблюдается извержение вулкана.)
1и2 ученик: а эту гору мы назовем « Химической»
Учитель: и сегодня мы хотели бы произвести обряд посвящения в химики учащихся 8-го класса. За I семестр они показали что, наука химия их заинтересовала.
Ритуал:
Прикоснитесь к этой спиртовке и вы будите помнить правила ТБ при нагревании. (прикасаются к спиртовке).
Прикоснитесь к серной кислоте и она никогда не прожжёт вам одежду ( прикасаются к бутылю с H2SO4).
Положив руку на учебник, произнесите клятву:
Клянусь я кислотой и хромом
Всегда урок по химии учить
И быть в учении упорным КЛЯНУСЬ!
Клянусь периодическим законом,
Достичь того, чего не знал.
И до всего дойти умом КЛЯНУСЬ!
Клянусь я синим купоросом,
Раскрыть все сложные вопросы
КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!