СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Часть речи "Имя числительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Часть речи "Имя числительное"»

Имя числительное Знакомство с частью речи 3 класс Козлова О.Н.

Имя числительное

Знакомство с частью речи

3 класс

Козлова О.Н.

Цель: Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи; Уметь: находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Цель:

Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи;

Уметь: находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Актуализация знаний.  Магия чисел. -Вы слыхали о магии чисел? Каждое число имеет свое магическое значение. «2» - у человека парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д.   -

Актуализация знаний. Магия чисел.

  • -Вы слыхали о магии чисел? Каждое число имеет свое магическое значение. «2» - у человека парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д.
  • -
Магия чисел 3» - троекратный повтор, святая троица.

Магия чисел

  • 3» - троекратный повтор, святая троица.
Магия чисел - Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.

Магия чисел

  • - Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.
Фразеологический аукцион - А какие вы знаете пословицы и фразеологизмы с числом СЕМЬ.? . (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу.  До седьмого пота. Семь бед – один ответ. Почувствовать себя на седьмом небе.  Семь верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.)

Фразеологический аукцион

  • - А какие вы знаете пословицы и фразеологизмы с числом СЕМЬ.?
  • . (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу.
  • До седьмого пота. Семь бед – один ответ. Почувствовать себя на седьмом небе.
  • Семь верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.)
- Запишите пословицу.
  • - Запишите пословицу.
Постановка учебной задачи Незнайка написал Гусле письмо из четырнадцати слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?

Постановка учебной задачи

Незнайка написал Гусле письмо из четырнадцати слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?

Постановка учебной задачи Спишите первое предложение и определите знакомые части речи. С какой частью речи мы не знакомы?

Постановка учебной задачи

Спишите первое предложение и определите знакомые части речи.

С какой частью речи мы не знакомы?

Делаем шаг первый . ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ с колько? какой? который? количество обозначает порядок

Делаем шаг первый .

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

с колько?

какой? который?

количество

обозначает порядок

Количественные числительные Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое

Количественные числительные

  • Отвечают на вопрос сколько?
  • Обозначают количество предметов
  • Примеры:
  • шесть, пятнадцать, пять десятых, трое
Порядковые  числительные Отвечают на вопрос какой? который? Обозначают порядок предметов при счёте Примеры:  первый,  четвёртый, тридцатый

Порядковые числительные

  • Отвечают на вопрос какой? который?
  • Обозначают порядок предметов при счёте
  • Примеры:

первый,

четвёртый, тридцатый

     Д елаем шаг второй :  синтаксическая роль   Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… Первый луч солнца разбудил девочку.

Д елаем шаг второй : синтаксическая роль

  • Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…
  • Первый луч солнца разбудил девочку.
Делаем шаг третий:

Делаем шаг третий:

Имена числительные в древнерусском языке. Один на десяте, Два на десяте, … → Один + на + дцать → одиннадцать Два + на + дцать → двенадцать Три + на + дцать → тринадцать

Имена числительные в древнерусском языке.

Один на десяте,

Два на десяте, … →

Один + на + дцать → одиннадцать

Два + на + дцать → двенадцать

Три + на + дцать → тринадцать

Сорок Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Сорок

  • Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища .

Миллион.

  • Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища .
Делаем шаг четвертый: Семеро … Заблудиться …  Знать … Идти … Семь раз отмерь … Один ум хорошо …  в трёх соснах как свои пять пальцев а два лучше один раз отрежь одного не ждут на все четыре стороны

Делаем шаг четвертый:

  • Семеро …
  • Заблудиться …
  • Знать …
  • Идти …
  • Семь раз отмерь …
  • Один ум хорошо …
  • в трёх соснах
  • как свои пять пальцев
  • а два лучше
  • один раз отрежь
  • одного не ждут
  • на все четыре стороны
Пять или пятёрка – какая разница?  Сравните: Сколько? Сколько? Что? Что? Пять, пятёрка и пятак Пять монет Пять тетрадей Медный пятак Пятёрка

Пять или пятёрка – какая разница? Сравните:

  • Сколько?
  • Сколько?
  • Что?
  • Что?
  • Пять, пятёрка и пятак
  • Пять монет
  • Пять тетрадей
  • Медный пятак
  • Пятёрка
ЗВОНКИ. Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой - Раздаются три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон – Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой, Слышу я издалека: Раздаются два коротких, Нерешительных звонка! Ну, а если единица – Он тихонько в дверь стучится. (А. Барто.)

ЗВОНКИ.

Я Володины отметки

Узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой -

Раздаются три звонка.

Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон –

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой,

Слышу я издалека:

Раздаются два коротких,

Нерешительных звонка!

Ну, а если единица –

Он тихонько в дверь стучится.

(А. Барто.)

Делаем шаг пятый:  найдите числительные Три, трое, троюродный, тройка, тройник.  Пятак, пятый, пятиклассник,  пять.  три пятых,  утроить,  тройной.

Делаем шаг пятый: найдите числительные

  • Три,
  • трое,
  • троюродный,
  • тройка,
  • тройник.
  • Пятак,
  • пятый,
  • пятиклассник,
  • пять.
  • три пятых,
  • утроить,
  • тройной.
Делаем шаг шестой:

Делаем шаг шестой:

    Делаем шаг седьмой, почти последний: Подведем итоги. Что сегодня узнали на уроке? Как будем отличать эту часть речи от других? (задай вопросы по изученной теме) Понравилось ли вам на уроке?

    Делаем шаг седьмой, почти последний:

    • Подведем итоги.
    • Что сегодня узнали на уроке?
    • Как будем отличать эту часть речи от других? (задай вопросы по изученной теме)
    • Понравилось ли вам на уроке?
    Домашнее задание.  Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых  есть имена числительные.

    Домашнее задание.

    Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых

    есть имена числительные.

    Спасибо за внимание!

    Спасибо за внимание!