СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Части речи. Имя числительное.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Части речи. Имя числительное.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Познакомить учащихся с новой  частью речи – именем  числительным.

Задачи:

Обучающие:

научить распознавать среди известных частей речи имя числительное, различать количественные и порядковые числительные;

употреблять их в речи, развивать внимательность и орфографическую зоркость.

Развивающие:

расширить кругозор, учить  рассуждать и доказывать свою точку зрения, развивать речь учащихся.

Воспитательные:

 формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Части речи. Имя числительное.»

3 класс

Тема урока: Части речи. Имя числительное.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью речи – именем числительным.

Задачи:

Обучающие:

научить распознавать среди известных частей речи имя числительное, различать количественные и порядковые числительные;

употреблять их в речи, развивать внимательность и орфографическую зоркость.

Развивающие:

расширить кругозор, учить рассуждать и доказывать свою точку зрения, развивать речь учащихся.

Воспитательные:

формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.

УУД:

Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке,

учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД :

умение слушать и вступать в диалог, слышать задание, правильно строить речевые высказывания, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать и оценивать действия друг друга.

Познавательные УУД :

формулировать учебные задачи, принимать цель урока, сравнивать понятия, делать выводы в результате совместной работы класса, понимать смысл предложенных учителем заданий.

Оборудование: учебник Русский язык В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 3кл. 1 часть, сказка о частях речи, картинки жителей волшебного государства, карточки с сокращёнными названиями частей речи для учителя и для обучающихся, карточки для игры "Четвёртый лишний", карточки со словами для самостоятельной работы (1-й уровень, 2-й уровень ), словарные слова: один, четыре, восемь, девять; лестница знаний, магнитики для каждого ученика, проектор, презентация "Имя числительное".

Структура урока

Всем, всем доброе утро!

Садитесь, ребята. Напишем число, "Классная работа".

На урок к нам пришли гости. Это учителя, которые пришли к нам из других классов начальной школы.


-А кто из вас, ребята, любит уроки русского языка? Молодцы! Я вижу, что не все.

Русский язык трудный. В нём много правил, много трудных слов, но надо стремиться быть грамотными.

Давайте продолжим изучение нашего родного языка.

- Над какой темой мы сейчас работаем?

На доску прикрепляю карточку с темой урока.

Продолжим изучение этой темы. Сегодня повторим знакомые нам части речи и узнаем новую часть речи.

Проверить ваши знания о частях речи нам поможет сказка о частях речи.

Работать будете в паре. Приготовьте карточки, ваша задача, посоветовавшись друг с другом, узнать часть речи и поднять нужную карточку.

Читаю сказку ( Приложение 1 ), по ходу чтения прикрепляю на доску картинки со сказочными героями и карточки с частями речи.

Ребята, кто правильно узнал все части речи, похвалите себя: МЫ МОЛОДЦЫ! (говорят вслух) Отметьте на полях (Мы м!). Остальные оцените свою работу смайликом или оценкой.

Ребята, сейчас сядьте группами. Проведём игру "Четвёртый лишний". (Приложение 2 ) Ваша записать слова, выделить орфограммы, выделить лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

Давайте проверим.

Слово 1-й группе

Слово 2-й группе

Слово 3-й группе

Слово 4-й группе

Учитель пишет на доске слова, работая над правописанием.

Один, четыре, восемь, девять, десять

Сейчас отдохнём

- Эти слова не существительные, не прилагательные и не глаголы, не предлоги.

- Что это за слова?

Может это местоимения? Вспомним, на какие вопросы отвечают местоимения и что они делают.

КТО? ЧТО? и др.

УКАЗЫВАЮТ НА ПРЕДМЕТ,

НО НЕ НАЗЫВАЮТ ЕГО

- Можно ли объединить эти слова в одну группу?

- А что их объединяет?

Расширьте эту группу. Добавьте свои числа.

Значит ЧИСЛА образуют новую группу слов, новую ...( часть речи). Эта группа слов очень большая. Почему?

- Может кто знает как называется эта часть речи?

Слова этой группы называются ... (имена числительные)

Назовите тему урока, скажите хором.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

На доску помещаю карточку с темой урока.

Сокращённое обозначение: числ.

На доску прикрепляю карточку числ.

- Кто пойдёт и расскажет нам всё об имени числительном?

- Почему нет желающих?

- На какой ступеньке наши знания по этой теме?


- Какую учебную задачу поставим перед собой ?

- Что хотите узнать? Что должны узнать?

- Чему будем учиться?


- По какому плану будем изучать имя числительное?

- С чего мы всегда начинаем?

1. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

- Кто ответит? ЧАСТЬ РЕЧИ

- Дальше что мы должны выяснить?

2. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ?

ЧИСЛО

- На каких уроках мы постоянно работаем с числами?

Мы числа складываем, вычитаем, умножаем, делим, сравниваем, значит мы работаем с именами ... (числительными)

- А только ли на математике мы работаем с числительными?

Откройте учебник на с. 59. Найдите у. 103.

Выполним 1-е задание.

- Что мы прочитали? (считалку)

- На каких уроках мы изучаем считалки? (на лит. чтении)

- К какому виду творчества относятся считалки? ( к устному народному)

- Где ещё кроме считалок в устном народном творчестве народ использовал числительные?

Приведите примеры.

- А на других уроках мы употребляем числительные? Конечно! Они с нами повсюду.


Давайте понаблюдаем, что ещё обозначают числительные

с. 59, найдите упр.104

Прочитайте задание про себя.

- Какие даны предложения?

Вопросительные предложения что требуют?

Давайте прочитаем предложения, используя обращения.

- Куда можно вставить обращение?

Отвечать будет тот, к кому обратились.

- Что вы сейчас считали: предметы, признаки предметов или действия?

Мы сейчас считали предметы (дни, месяцы, углы, лапки и т. д.), считали их количество

Значит, имя числительное ещё обозначает ... КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ

И дружит с именем . . . ( существительным )

Запишите на выбор один ответ.

- Какой ответ записываем: короткий или полный?

У нас не урок математики, поэтому числительные пишем в ответах прописью, т.е. словом, нельзя писать цифру. Так принято.

Подчеркните имя числительное вместе с именем существительным. Укажите над именами числительными - числ.


Давайте ещё понаблюдаем, что ещё обозначают числительные

-Выйдите к доске все мальчики

- Девочки, сколько у нас мальчиков? (восемь)

Восемь -это количество наших мальчиков.

Мальчики, равняйсь, смирно! Направо, раз, два!

- Кто из мальчиков стоит первым? Ваня стоит каким по счёту - вторым, Влад который - третий, Алёша - четвёртый, Сева - пятый, Дима - шестой, Артём - седьмой, Глеб -восьмой.

Кругом, раз, два!

-Что изменилось?

На физкультуре вы строитесь по росту и там уже другой порядок .

- Кто догадался, что обозначают имена числительные: первый, второй, пятый, десятый и т. д.

ПОРЯДОК ПРИ СЧЁТЕ

Футбольный мяч который по счёту?


-Что по плану осталось выяснить?

3. НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ?

СКОЛЬКО?

КАКОЙ? КОТОРЫЙ?


Давайте обобщим полученные знания об имени числительном.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ОБОЗНАЧАЮТ

ЧИСЛО

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ

ПОРЯДОК ПРИ СЧЁТЕ

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

СКОЛЬКО? (количественные)

КАКОЙ?, КОТОРЫЙ? (порядковые)

Прочитаем правило на с.60 Сравним.

Физкультминутка


Топнем ногою - 5 раз

Хлопнем в ладоши - 7 раз

Присядем - 4 раза

Наклонимся - 2 раза

Подпрыгнем - 6 раз

- Для чего нужно знать имена числительные? ( чтобы употреблять в устной и в письменной речи )

- Что вы можете рассказать о себе, используя имена числительные.


Работа с упр. 106.

1-я группа ребят - 1-й уровень

Задание по учебнику: выписать имена числительные вместе с именами существительными, с которыми они связаны по смыслу

2-я группа ( все остальные )

Задание вам усложняется: выписать имена числительные вместе с существительными, с которыми они связаны, но распределить их на два столбика

Сколько?

(количественные)

Который?

(порядковые)


Оцените самостоятельную работу на полях

Кто нашёл числительные и правильно их распределил на группы, похвалите себя: Я МОЛОДЕЦ! На полях отметьте Я м!


- Какова была тема урока?

- Какую учебную задачу решали?

- Выполнили мы учебную задачу?

- Что мы выяснили в ходе урока?

- Кто запомнил вопросы?

- А кто может сказать что обозначает имя числительное?


Хотите узнать продолжение сказки? Слушайте.

( Приложение 1.- продолжение )


- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Посмотрите сколько раз вы себя похвалили.

Оцените на полях свою работу ( смайликом или оценкой )

1-я ступенька - мне трудно, я мало что понял об имени числительном

2-я ступенька - я хорошо усвоил новую тему

3-я ступенька - я всё отлично понял, могу научить других

Возьмите магнитик и покажите на какой ступеньке ваши знания по теме урока.


Д/з РТ стр. упр. (всем)


Дополнительно-

1. пословицы и поговорки с числительными,

2. загадки с числительными,
3. числительные в названиях художественных произведений, например Юрий Яковлев "Семеро солдатиков" или "Пятьдесят поросят Детские народные песенки"

и принести на следующий урок.









Приложение 1.

В некотором царстве, в волшебном государстве Частей Речи жил-был король. У короля был прескверный характер. Он так грозно сотрясал королевство вопросами, что все слуги разбегались по разным углам и дрожали от страха, как овечьи хвостики. Король - хозяин!

У короля был министр - мудрейшая голова. Каждый день король спрашивал его:

- Что делал?

- Что делают мои дети?

- Что делает моя супруга?

- Не скучает ли?

Покажите как звали короля (глагол)

Вторым лицом в королевстве была очаровательная королева. Король обожествлял её и баловал. Из заморских стран купцы и торговцы везли дорогие ткани, драгоценные украшения. Королева каждый день меняла платья, вертелась у зеркала и спрашивала у своей служанки:

- Какая я?

- Какое платье мне надеть к обеду?

- Какие бусы?

- Какие туфельки?

Как звали королеву? (имя прилагательное)

У короля с королевой был сынишка - маленький принц. Отличался он от своих сверстников удивительной любознательностью и острым умом. Он всё хотел знать и не давал покоя своему учителю.

- Скажите, учитель, куда текут реки?

- Когда придёт весна?

- Как появляются листочки на деревьях?

И так бесконечно: вопросы, вопросы, вопросы.

Как звали принца? (наречие)

Однажды принц спросил своего учителя:

- Почему у тебя такое странное имя?

- О, это объясняется просто. Я по природе своей очень общительный человек. Мне ничего не стоит заговорить даже с тем, с кем я никогда не был знаком. Вместо имени я могу обратиться так: ты, вы, он, она, оно, мы. Вот поэтому меня называют . . .

Как зовут учителя? (местоимение)

У ворот королевства стоял главный стражник и грозно спрашивал:

- Кто идёт?

- Что везёт?

Кто он стражник? (существительное)

А кем был министр? Он не задавал никогда вопросов, но был тесно связан с часовыми, учитель был его другом, но он им никогда не подавал руки?

Министр . . . (предлог)


Продолжение сказки

В этом царстве никто ничего никогда не считал и не собирался этого делать. Но однажды решили там провести перепись населения ( то есть всех сосчитать), а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.

- Если в единственном числе, то цифра так и будет - цифра, - ответило Существительное. - А во множественном числе - уже цифры!

- А точнее умеешь?

- Нет!

- Точнее - много! - сказало Наречие.

- А ещё точнее кто-нибудь может сказать?

Король произнёс: Думаем!

- Может вы, королева, это сделаете?

Королева пожала плечами и сказала:

- Это не моя работа.

Этот разговор услышал садовник.

- Да что тут говорить и думать, здесь надо считать: 1, 2, 3, 4, 5. и т. д. В своём саду я всё давно пересчитал и знаю сколько чего растёт.

Садовнику и поручили провести перепись населения королевства. Так он стал главным счётчиком королевства - Именем Числительным.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!