Тема: Части Мирового океана
Цели:
1. Объяснить значения понятий: Мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, материки.
2. Научить учащихся описывать географическое положение морей.
3. Привить навыки и умения показывать части Мирового океана.
4. Продолжить формирование умений работать с учебником, картами атласа, контурными картами.
Оборудование: Карты атласа, карта полушарий, контурные карты, рабочие тетради, рисунки, тестовые задания, карточки - задания.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1) На доске записаны термины, ранее изученные.
Литосфера Метаморфические горные породы
Горст Грабен
Гора Рельеф
Равнины Гидросфера
2) Определить географические объекты и их координаты.
Город Вашингтон (39° с.ш. 77° з.д.)
Город Сидней (35° ю.ш.150° в.д.)
54° с.ш.141° в.д. (река Амур)
15° ю.ш.47° з.д. (город Бразилиа)
3) Игра «Что такое, кто такой?»
Вопрос: Ответ:
Вода - 3 (три состояния воды)
1 место (по площади Тихий океан)
4 (4 океана на земле)
2000 м (высокие горы)
8848 м (Джомолунгма - Эверест, система Гималаи)
от 200 м до 500 м (возвышенность)
4) Составить схему Мирового круговорота воды в природе, объяснить этот процесс.
3. Объяснение нового материала
Из-за того, что на Земле находится почти вся вода Солнечной системы, её называют водной планетой. Эта вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана. Назовите эти океаны. Покажите на карте, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Мировой океан занимает 3\4 поверхности. Южный (был определен как отдельный океан Международной гидрографической организацией в 2000 году).
На данной круговой диаграмме мы видим соотношение суши и океана на земле. Давайте её вместе проанализируем. Мировой океан это единое водное пространство, которое нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. В Мировом океане находятся разные участки суши. Учитель показывает, как на карте выглядят материки, острова, полуострова, архипелаги. По своему происхождению острова бывают нескольких типов.
Материковые острова - части материков, которые отделились от них в результате движения земной коры. Это самые крупные острова - Гренландия, Великобритания, Новая Земля и другие.
Вулканические острова образуются при извержении вулканов на дне Мирового океана. К этому типу принадлежат Курильские, Гавайские острова и другие.
Коралловые острова образованы скоплениями известковых скелетов коралловых полипов. Примером может служить Большой Барьерный риф.
Задание:
1. Найдите и покажите на карте полушарий все материки Земли и в порядке уменьшения их по площади.
2. Найдите на карте по 2-3 примера крупных островов, полуостровов, архипелагов и нанесите их на контурные карты.
3. Найдите на карте все океаны Земли. Нанесите их на контурную карту.
В пределах каждого из океанов выделяются моря, заливы и проливы.
- Что такое море? (дать возможность объяснить обучающимся). Моря бывают внутренними и окраинными.
Задание:
1) Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются моря: Красное, Карское, Аравийское, Охотское?
2) Частями, каких океанов являются эти моря?
- Ещё одна из частей Мирового океана - это заливы. Заливы - это части океанов, морей, озер или водохранилищ, вдающиеся в сушу.
Проливы - это узкое водное пространство, соединяющее океаны, моря и другие водоемы. Самый длинный - Мозамбикский пролив 1760м. Самый широкий - пролив Дрейка 1000м. Самый узкий - Гибралтарский пролив 14км.
4. Закрепление изученного материала
Для того чтобы нам с вами закрепить пройденный сегодня материал, проведем географический диктант «Части мирового океана». Перечислены части Мирового океана. Вы должны определить по заданному вопросу, где и какая часть. Затем мы с вами проверим.
1) Материк - огромные участки суши в Мировом океане.
2) Пролив - сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
3) Море - это часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нём организмами.
4) Залив - это часть океана или моря, вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном или морем.
5) Остров - это часть суши, окружённая со всех сторон водой.
6) Полуостров - это часть суши, окружённая с трёх сторон водой.
7) Архипелаг - это группа островов, находящаяся близко друг от друга.
8) Гидросфера - водная оболочка Земли.
Совместная проверка.
5. Итог урока.
Сегодня мы с вами познакомились с частями входящими в состав Мирового океана, перечислите их, пожалуйста. Обучающиеся перечисляют.
6. Домашнее задание.
Выучить определения частей океана.
В контурных картах отметить по 2-3 примера частей океанов.