СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи. Закрепление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме "Части речи". Формировать умение использовать в устной и письменной речи слова разных частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Части речи. Закрепление»

Урок русского языка Класс:

Тема урока: Части речи. Закрепление

Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД:

Способствовать выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Познавательные: уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;

делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм под руководством учителя; уметь сравнивать цель и результат.

Регулятивные: организовать свою деятельность, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; высказывать своё предположение на основе жизненного опыта, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, учиться работать в паре, группе; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу.

Предметные: формировать умение использовать в устной и письменной речи слова разных частей речи.

Ход урока

1. Организационный момент (создание эмоционального фона урока)

2. Мотивация к учебной деятельности

Грамоте учиться, всегда пригодится.

– Как вы его понимаете?

- Объясните лексическое значение слова ГРАМОТА.

– Грамота - это знания.

- Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

– Трудиться, работать самому. Зачем нужны знания?

3. Актуализация знаний

(Д) красный, бежит, мальчик, цветёт, тюльпан, весёлый (на доске)

- Что записано на доске? (Отдельные слова)

- Какой вопрос я хочу вам задать?

- Какая наша тема урока? Поставьте цель урока.

4. Работа по теме урока

закрепить знания о….частях речи

учиться различать … части речи

- Подумайте, на какие три группы можно разделить эти слова? (части речи)

- Прежде, чем распределять в группы, вспомним их признаки



ДОМИКИ (по рядам)

- Над некоторыми словами стоят разноцветные магниты, определите часть речи соберите нужные признаки данных частей речи. (1ряд – красный магнит, 2р – синий, 3р – желтый)

- Склейте домики с признаками частей речи, какое слово ещё надо взять. Почему?

- Каким 1 словом их можно назвать? (самостоятельные)

- Почему?


5. Систематизация и обобщение

ЗАДАНИЕ 1 - Запишите слова в тетрадь.

мальчик весёлый бежит

тюльпан красный цветёт

- Почему именно эти слова вы отнесли к каждой из групп? В чем сходство слов каждого столбика? (Слова каждого столбика отвечают на одни и те же вопросы).


ЗАДАНИЕ 2 - Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
(Д) Мороз - ..., .... 
1 вариант - Шум - ..., ....  (у доски)
2 вариант - Игра - ..., ....  (у доски)
- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод. 


ЗАДАНИЕ 3 – Придумайте слово: 1. Имя сущ., собств., одушевленное, ед.ч. (записать)

2. Имя сущ., собств., неодушевленное, ед.ч.

3. Имя сущ., нариц., одушевленное, ед.ч.


ЗАДАНИЕ 4 - Читая книгу, я увидела, что слово «ЛЕВ» написано с маленькой буквы, а потом мне встретилось это же слово, но оно было написано с большой буквы. Это вымысел или факт?

- На каком из уроков мы встречаемся со словом Лев? Назовите писателя. (Л.Н.Толстой)

- Составьте предложения с этими словами. Прочитайте свои предложения.

Физкультминутка

Проведём физкультминутку по командам:

1 группа – 1 ряд «Имя существительное»

2 группа – 2 ряд «Имя прилагательное»

3 группа – 3 ряд «Глагол»

- Если услышите слово «своей» части речи, поднимите руки и хлопните в ладоши.

(Ветка, качается, могучий, высокая, осыпались, весна, полянка, упадёт, чёрное, дуб, шелестит, гигантский, рябина, низкий, вырастет).


ЗАДАНИЕ 5. Посмотрите, что и как,

Что – то здесь, друзья, не так.


(Д) ПЁС БУБЛИК ГРЫЗЁТ СУХОЙ БУБЛИК.


- Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.)

- Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное?

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило) 1 ученик записывает у доски.


Пёс Бублик грызёт сухой бублик.

_____

- Найти грамматическую основу. Указать части речи. Подчеркнуть прилагательное.


ЗАДАНИЕ 6. Найти слова, которые произносятся одинаково, определить части речи.


(Д) Кошка пила молоко.
(Д) Пила хорошо пилит.


- Какой вывод сделаем? Слова произносятся одинаково, а части речи -?


- Мы ставили цель: различать части речи.


- Что нужно знать для того, чтобы правильно определить части речи? (алгоритм)

1.Задаём к слову вопрос.

2. Определим, что обозначает слово.

3. Назовём часть речи.


ЗАДАНИЕ 7.

По рядам (самостоятельно). Найти части речи (по рядам).

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.


7.Упражнения в употреблении частей речи.

- А теперь посмотрите, что я держу в руке? (карандаш)

- На какой вопрос отвечает это слово? (на вопрос что?)

- Что обозначает? (предмет)

- Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? (имя сущ.)

- Подберите к этому существительному прилагательное (цветной, деревянный)

- На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол? (пишет, раскрашивает, рисует, подчёркивает)

-А сейчас потренируемся в употреблении частей речи.


ЗАДАНИЕ 8:

ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКУ и устно подберите к существительному подходящие по смыслу прилагательные и глаголы.

1.Планета голубая,

Любимая, родная

Она твоя, она моя

А называется……………….(ЗЕМЛЯ)

2.На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы обгоняя ветер,

Несёмся на ………(РАКЕТЕ)

3. Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит…………….. (СОЛНЦЕ)


ЗАДАНИЕ 9. Карточка: Прочитайте предложения, подумайте, каких слов не хватает, добавь (в парах)


. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.


- Назовите слова, которые вставили в предложения. Как они называются? В какую группу частей речи объединим? (служебные)

- Почему так они называются? Для чего служат?

- Спишите предложения, вставьте необходимые части речи. Укажите части речи.


8. Проверка знаний

ЗАДАНИЕ 9.


- Задайте друг другу вопросы по частям речи?


-Проведём тест. Прочитайте внимательно вопросы, выберите нужный ответ.

Тест

1. Существительное, прилагательное, глагол - это …

а) часть речи

б) часть слова

2. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы……

а) какой? какая? какое? какие?

б) кто? что?

в) что делает? что делают?

3. Часть речи, которая обозначает действие предмета……

а) существительное

б) прилагательное

в) глагол

4. Имя прилагательное обозначает…

а) признак предмета

б) предмет

5. Чтобы узнать, какой частью речи является слово, нужно……

а) поставить вопрос к слову

б) выделить корень в слове


8.Итог урока.

- Что повторили?

- Поднимите руки, кто считает, что он достиг целей урока?

9.Оценки. Рефлексия



…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

…. обижай девочек!

Слон большой, … муравей маленький.

Птица сидит … клетке.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.

Перед дождём

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.