Этапы урока | Задача этапа | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа |
1.Организацион ный момент. | Общая установка на урок. | Все готовы – все готовы. Все в порядке – все в порядке. И учебники – и учебники. И тетрадки – и тетрадки. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать. | Контроль общей готовности детей к уроку. | Отчет дежурного по классу. | Проверяют готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания. | Проверить выполнение домашнего задания. | Ребята вспоминают предыдущую тему урока: «Колодец. Водопровод» | - Какое слово лишнее? река, гора, озеро, море, болото - Почему слово гора лишнее? - Каким цветом обозначают водоемы на карте? - Покажите на карте водоемы. (Работа с картой) | Отвечают на вопросы учителя. Выходят к настенной карте для показа. | Как вы думаете ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить? |
3. Сообщение темы и целей урока. | Определить тему и цель урока. | Мы повторим, какие части слова мы изучили…. Мы будем продолжать учиться… Мы проверим… | 1. Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. 2. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. 3. Между гор, между дол Бежит белый конь. 4. В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется. О чем речь? Сообщение темы и задач урока. Сегодня мы познакомимся с рекой и ее частями, научимся определять направление течения реки. Тема нашего урока «Части реки. Равнинные и горные». - Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река? | Восприятие и понимание темы и целей урока. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет. Дают ответы на загадки. Называют свои ассоциации. | -Назовите, над какой темой мы будем сегодня работать? |
4. Активизация познавательной деятельности. | Добиваться осознанного восприятия новых знаний учащимися, выяснять его практическую значимость; | А. Твардовский «За далью даль» Семь тысяч рек, ни в чем не равных: И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных Текущих в даль – семь тысяч рек Она со всех концов собрала – Больших и малых – до одной, Что от Валдая до Урала Избороздила шар земной. Н.А. Некрасов «На Волге» О, Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь Все тот же виден монастырь На острову, среди песков, И даже трепет прежних дней Я ощутил в душе моей, Заслыша звон колоколов… «…О, Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зорям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке…» М.Ю. Лермонтов Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит. Звуки природы. | Запишите число, тему урока – Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю. – Кто может назвать реки России? Давайте, поиграем в аукцион (учитель комментирует). –Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно – Давайте сравним наши определения, с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 48). Река — это поток воды, который течет в сделанном им углублении в земле. | Записывают число, тему урока в тетрадь. Дети, по очереди называют известные им реки Дети записывают определение со словаря. Учащиеся прослушивают. Комментируют. | Контроль за правильностью выполнения задания |
5. Актуализация знаний | | Что относится к озеру? Что относится к реке? Соедините стрелками. река озеро вода течет стоячая вода два берега со всех сторон окружено сушей. Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности. «…Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо – Русская, великая река Лёгкий дом, как девичья светёлка, Вяз, ольшаник, сумрачная ель. Стойте, люди! Здесь родилась Волга! Здесь её и дом, и колыбель М. Пляцковский | - Какое главное отличие реки от озера? - Откуда течет вода в реке? На этот вопрос мы с вами найдем ответ, посмотрев схему реки. – Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной. И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток. У каждой реки есть место, где она начинает свой путь и называется он исток - обычно истоком бывает бьющийся из-под земли родник, озеро или болото. Несет свои воды ручей, сливается с другими ручьями и образует небольшую речку. Река течет все дальше, встречает на своем пути другие реки, сливается с ними в единый поток, набирается сил, стает все шире. Реки, которые впадают в данную реку, называются притоки. Бесконечно река не может течь, и она впадает в море, озеро или океан. Часто человек живет для других людей, родных и близких. Это и есть смысл жизни. У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, чтобы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место? Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье. Углубление, по которому течет река, называется русло. Вода в реке течет от истока к устью. Направление реки всегда показывается стрелкой. -Какие части имеет река? Откройте учебник на стр. 48 прочитайте 2 абзац. - Как определить правый и левый берег? - Как определить правый и левый притоки? Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева –левый. Определите и подпишите на схеме в тетради правый приток и левый приток. | Работают с карточками. Записывают определение в тетрадь. Записывают в тетрадь словарные слова. Работают со схемой. | Самопроверка выставление оценок Взаимопроверка. Выставление оценок. |
6. Физминутка | Двигательная гимнастика | Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. Мы много узнали, Мы очень устали. Сядьте удобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе. Солнечный летний день, светит яркое солнышко. Вы сидите на берегу маленькой горной речушки. Вода течет, перекатывается с камешка на камешек. Вы зачерпнули в свои ладошки теплую водичку и умыли свое лицо. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Вашу усталость унесла с собой вода. Вы почувствовали прилив сил. У вас хорошее настроение, вы полны сил. Сейчас откройте глаза. | Показывает движения. | Выполняют физминутку | Контроль за правильным выполнением |
7. Закрепление материала | Выполнение задания | | – Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга. В зависимости от рельефа местности, по которой текут реки, различают равнинные и горные реки. У равнинных рек течение медленное, спокойное. А горные реки берут начало в горах - течение у них быстрое. Горные реки, встречая на своем пути крутой обрыв, падают с высоты, образуя водопады. -Что такое водопад? Слайд 14 -16 Водопад – это падение реки с высокого крутого обрыва. Слово водопад имеет 2 корня –вод- и –пад-, соединенных соединительной гласной – О -. | Записывают определения в тетрадь. | Контроль за правильностью выполнения задания |
8.Работа с физической картой. | Выполнение задания. | Физическая карта России. | Покажи на физической карте России реку Волгу по плану: 1.Найди реку Волгу на Восточно-Европейской равнине. 2.Прочитай название географического объекта, с которого берёт начало река Волга. 3.Покажи и назови притоки Волги. 4.Покажи: куда впадает река. | Групповая работа | Контроль за правильностью выполнения задания. Оценивание. |
9. Работа с учебником. | Выполнение задания. | Учебник. | – У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни: | Ищут ответ в учебнике. | |
10. Итоговое задание. | Вытягивают листочки с вопросами. | -Назовите части реки . -Что называют истоком реки? -Прочитайте из текста, что может быть истоком реки? -Что называют руслом реки? - Что называют притоком реки? - Что называют устьем реки? -Прочитайте из текста: куда впадают реки? -На какой поверхности реки имеют спокойное течение? -На какой поверхности реки имеют быстрое течение? -Какие виды рек есть на поверхности Земли? -Почему в горных реках даже летом вода холодная? -На каких реках чаще, по-вашему, встречаются водопады? -От какого слова образовалось название «ущелье»? -Как вы думаете, почему в горах образуются ущелья? | Работа с раздаточным материалом. | Отвечают на вопросы. | Самооценивание |
10.Домашнее задание | Предварительный разбор домашнего задания | Учебник | Выучить словарные слова урока. | Записывают домашнее задание. | |
11.Обобщение. Итоги. Рефлексия. | Обобщить знания учащихся | -Поднимите руку те, кто считает, что на уроке был внимательным, активно работал. Учитель оценивает работу обучающихся. Самооценка (4 мин.) 1. Сегодня я узнал … 2. Было интересно … 3. Было нелегко … 4. Я понял, что … 5. Мне понравились задания … 6. Я научился … 7. Меня удивило … Выставление оценок. | Молодцы!!! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. | Высказывания детей об уроке | Выставление оценок за урок |