СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица- лингвистическая игра

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Частица- лингвистическая игра»

«Частица»

«Частица»

1. Связывать слова в предложениях и словосочетаниях 3. Придавать словам и предложениям дополнительные оттенки значений 2. Служить для образования форм слов и предложений 4. Связывать простые предложения в составе сложного

1.

Связывать слова в предложениях и словосочетаниях

3.

Придавать словам и предложениям дополнительные оттенки значений

2.

Служить для образования форм слов и предложений

4.

Связывать простые предложения в составе сложного

1. ПУСТЬ  3. ДАВАЙ 2. БЫ 4. БОЛЕЕ

1.

ПУСТЬ

3.

ДАВАЙ

2.

БЫ

4.

БОЛЕЕ

1. Пусть сильнее грянет буря! 3. Давай дружить! 2. Знал бы я об этом заранее. 4. Этот фильм более интересный.

1.

Пусть сильнее грянет буря!

3.

Давай дружить!

2.

Знал бы я об этом заранее.

4.

Этот фильм более интересный.

1. Пусть сильнее грянет буря! 3. Давай дружить! 2. Знал бы я об этом заранее. 4. Этот фильм более интересный.

1.

Пусть сильнее грянет буря!

3.

Давай дружить!

2.

Знал бы я об этом заранее.

4.

Этот фильм более интересный.

1.  2.  3. 4. 1.Восклицательные 2. Указательные 3. Вопросительные 4. Усилительные

1.

2.

3.

4.

1.Восклицательные

2. Указательные

3. Вопросительные

4. Усилительные

Отрицательные!

Отрицательные!

1. Неужели ты ко мне не придёшь?  3. Что у нас сегодня на обед? 2. Разве можно забыть её доброту? 4. Как тебе это удалось?

1.

Неужели ты ко мне не придёшь?

3.

Что у нас сегодня на обед?

2.

Разве можно забыть её доброту?

4.

Как тебе это удалось?

1. Неужели ты ко мне не придёшь?  3. Что у нас сегодня на обед? 2. Разве можно забыть её доброту? 4. Как тебе это удалось?

1.

Неужели ты ко мне не придёшь?

3.

Что у нас сегодня на обед?

2.

Разве можно забыть её доброту?

4.

Как тебе это удалось?

1. А я ведь тебя предупреждала!  3. Что за прелесть эти сказки! 2. Вот моя деревня, вот мой дом родной. 4. Надо ли об этом говорить?

1.

А я ведь тебя предупреждала!

3.

Что за прелесть эти сказки!

2.

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

4.

Надо ли об этом говорить?

1. А я ведь тебя предупреждала!

1.

А я ведь тебя предупреждала!

1. Он читал менее громко.  3. Этот товар более дороже. 2. Я знаю более красивое место. 4. Эта проблема самая важнейшая.

1.

Он читал менее громко.

3.

Этот товар более дороже.

2.

Я знаю более красивое место.

4.

Эта проблема самая важнейшая.

1. Он читал менее громко.  3. Этот товар более дороже 2. Я знаю более красивое место. 4. Эта проблема самая важнейшая.

1.

Он читал менее громко.

3.

Этот товар более дороже

2.

Я знаю более красивое место.

4.

Эта проблема самая важнейшая.

1. Он читал менее громко.  3. Этот товар более дорогой. 2. Я знаю более красивое место. 4. Эта проблема самая важная.

1.

Он читал менее громко.

3.

Этот товар более дорогой.

2.

Я знаю более красивое место.

4.

Эта проблема самая важная.

1. Что его (ни,не) спроси, он всё растолкует.  3. Его (ни,не) спросишь, он не скажет. 2. Он (ни,не) шутил и (ни,не) улыбался. 4. Что (ни,не) скажет, все смеются.

1.

Что его (ни,не) спроси, он всё растолкует.

3.

Его (ни,не) спросишь, он не скажет.

2.

Он (ни,не) шутил и (ни,не) улыбался.

4.

Что (ни,не) скажет, все смеются.

1. Что его НИ спроси, он всё растолкует.  3. Его НЕ спросишь, он не скажет. 2. Он НЕ шутил и НЕ улыбался. 4. Что НИ скажет, все смеются.

1.

Что его НИ спроси, он всё растолкует.

3.

Его НЕ спросишь, он не скажет.

2.

Он НЕ шутил и НЕ улыбался.

4.

Что НИ скажет, все смеются.

пишем НЕ 1. Задаём вопрос : Спроси? Да!  Скажет? Да!  Спросишь? НЕТ!  Шутил? Улыбался? НЕТ!  2.Частицу НИ можно опустить – смысл предложения не изменится пишем НИ

пишем НЕ

1. Задаём вопрос : Спроси? Да!

Скажет? Да!

Спросишь? НЕТ!

Шутил? Улыбался? НЕТ!

2.Частицу НИ можно опустить – смысл предложения не изменится

пишем НИ

3. (не) сиди (не) далеко, а близко (не) думая (не) должен (не) друг, а враг 2. (не)весёлый (грустный) (не)далеко (близко) (не)здоровится (не)друг (враг) 1. (не)вежда  (не)льзя  (не)ряха  (не)лепый  (не)годуя

3.

(не) сиди

(не) далеко, а близко

(не) думая

(не) должен

(не) друг, а враг

2.

(не)весёлый (грустный)

(не)далеко (близко)

(не)здоровится

(не)друг (враг)

1. (не)вежда

(не)льзя

(не)ряха

(не)лепый

(не)годуя

не сиди  не далеко, а близко  не думая  не должен  не друг, а враг невесёлый (грустный) недалеко (близко) нездоровится недруг (враг) невежда  нельзя  неряха  нелепый  негодуя

не сиди

не далеко, а близко

не думая

не должен

не друг, а враг

невесёлый (грустный)

недалеко (близко)

нездоровится

недруг (враг)

невежда

нельзя

неряха

нелепый

негодуя

Зачем же нужны частицы? Грамматического значения не имеют, членом предложения не являются. А между тем, роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания
  • Зачем же нужны частицы? Грамматического значения не имеют, членом предложения не являются. А между тем, роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания

Например, частица ВОТ – её употребление приближается к 1000! Безусловно, семантическая и стилистическая роль её велика. А, например, частица ДАЖЕ встречается в текстах Пушкина около 300 раз.
  • Например, частица ВОТ – её употребление приближается к 1000! Безусловно, семантическая и стилистическая роль её велика.
  • А, например, частица ДАЖЕ встречается в текстах Пушкина около 300 раз.