СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человеческие расы, их родство и происхождение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человеческие расы, их родство и происхождение»


Учитель: Колякина Елена Владимировна

Место работы: МБОУ « Фокинская СОШ №3» Брянской области

Предмет: Биология

Класс: 9

Курс: «Биология»

Раздел: «Антропогенез – происхождение и эволюция человека»

Тема: «Человеческие расы, их родство и происхождение»

Базовый учебник: «Биология» 9 класс, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова

издание 5-е, исправленное ; М.: «Вентана-Граф» 2013


Цель урока: Изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас

и несостоятельность теории расизма.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать и определять цель учебной деятельности

  • составлять в группе план решения проблемы

  • работая по плану сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки

  • в диалоге с учителем самостоятельно вырабатывать критерии оценки

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, выявлять причины и следствия

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии

  • стороить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

  • вычитывать все уровни текстовой информации

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ( определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук (презентация); информационные листы, дополнительный материал (приложения 2,3,4); толковый словарь Ожегова; учебник, атласы.



Ход урока:

1.Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения)

Эпиграф (на доске):

В цепи человек стал последним звеном

И лучшее всё воплощается в нём.

(Фирдоуси перс. поэт в 940г)



2.Актуализация знаний(проблемный вопрос-формирование интереса)

Давайте улыбнемся друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением.

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы учащихся: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все здесь собравшиеся– родственники. Согласны? (Ответы учащихся: нет.)

А вот исследователи предложили математическое доказательство этого. Мы конечно считать математич. уравнения не будем…..

У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом

предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим

согласны? (Ответ: да.)

Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)



Эту схему составили вплоть до 80-го поколения, подсчитали, что число предков более

6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.

Например, было подсчитано, что в 28 поколении –приблизительно 314млн.человек, а какова численность России? (ответ: 147 млн).

Так родственники мы или нет? ( Да, в какой то степени, но не очень близкие).

(Теперь думаю будет повод задуматься над тем, как относиться друг к другу)

3. Изучение нового материала

Мы продолжаем изучение темы (раздела) « Происхождение человека»

Учитель озвучивает тему урока. Ученики определяют цели урока.

Деление класса на группы, разъяснение правил работы с информационным листом.

Вопрос ученикам: дать определение понятие раса. Затем сравниваем ответ с определением в словаре Ожегова и учебнике на с.176 (слайд 3,4)

Понятие расоведение ( слайд 5).

Так вот на основе этих признаков на сегодняшний момент выделяют 3 основные расы:

  • негроидная

  • монголоидная

  • европеоидная

Каждой группе дается дополнительный материал, текст учебника (с. 177,178) и атласы. Учащимся необходимо определить основные морфологические признаки той или иной расы, вписать их в таблицу информац.листа. по атласу определить территорию происхождения расы. Через определенное время один из участников группы выступает с докладом, а участники других групп со слов ответчика заполняют в таблицу недостающие факты.

Выступление участников групп ( сопровождается презентацией), (слайд 6-13)

Отдельно выделяют австралоидную расу (слайд 14).

Учащиеся делают вывод 1 информационного листа.

Неоднородность рас ( анализ приложения 3 информ.листа)., формулировка выводов.

(слайд 15-18)

Возникновение рас и механизм расогенеза. (приложение 4). Выводы.(слайды 19-22).

Ложная теория расизма (зачитывается учителем рассказ, написанный американским мальчиком в 2005г- номинация на звание лучшего.)


Когда я родился, я был черным;
И вырос я черным;
Когда я долго нахожусь на солнце, я черный;
И даже когда я умру, я буду черным.
А Вы, Белые:
Когда рождаетесь - розовые;
Когда вырастите - белые;
Когда перегреетесь на солнце - красные;
Когда Вам холодно - вы синеете;
Когда напуганы - желтеете;
Когда вам плохо - Вы зеленые;
И когда умрете - серые.
И Вы называете меня цветным...


О какой теории говорится в этом рассказе? (о расизме)

Презентация о расизме ( заранее подготовленная учениками).

3. Закрепление. (Общие выводы о равенстве человеческих рас, звучит песня М. Джексона  «Black Or White»). (Слайд 26,27)

Выполнение теста ( Слайд 33,34)

4.Рефлексия (составление синквейна по данной теме)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!