СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и труд. Рынок труда

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с понятиями о трудовых ресурсах, экономически активном населении.понятие о трудовых ресурсах, экономически активном населении.

Просмотр содержимого документа
«Человек и труд. Рынок труда»

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

1. Назовите имя учёного, проводившего в 1897 г. первую перепись населения России:   а) Д.И. Менделеев; б) А.О. Ковалевский; в) П.Л. Чебышев; г) П.П. Семёнов-Тян-Шанский

1. Назовите имя учёного, проводившего в 1897 г. первую перепись населения России:

а) Д.И. Менделеев;

б) А.О. Ковалевский;

в) П.Л. Чебышев;

г) П.П. Семёнов-Тян-Шанский

2. Какое место в мире по численности населения занимает Россия:   а) 7; б) 8; в) 9; г) 10

2. Какое место в мире по численности населения занимает Россия:

а) 7;

б) 8;

в) 9;

г) 10

3 . Что такое естественный прирост населения?    а) количество новорождённых в течение года б) разница между количеством прибывших в страну и покинувших её в) разница между родившимися и умершими г) общее прибавление населения страны в год

3 . Что такое естественный прирост населения?

а) количество новорождённых в течение года

б) разница между количеством прибывших в страну и покинувших её

в) разница между родившимися и умершими

г) общее прибавление населения страны в год

4. При традиционном типе воспроизводства характерны:   а) высокая нерегулируемая рождаемость и снижение смертности б) высокая нерегулируемая рождаемость и низкая продолжительность жизни в) регулируемая невысокая рождаемость и снижение смертности г) регулируемая невысокая рождаемость и низкая продолжительность жизни

4. При традиционном типе воспроизводства характерны:

а) высокая нерегулируемая рождаемость и снижение смертности

б) высокая нерегулируемая рождаемость и низкая продолжительность жизни

в) регулируемая невысокая рождаемость и снижение смертности

г) регулируемая невысокая рождаемость и низкая продолжительность жизни

5. К показателям естественного движения населения относится:   а) рождаемость; б) миграционная подвижность; в) уровень развития здравоохранения; г) доля городского населения

5. К показателям естественного движения населения относится:

а) рождаемость;

б) миграционная подвижность;

в) уровень развития здравоохранения;

г) доля городского населения

6. Назовите основной фактор, влияющий на здоровье человека:   а) генетический (наследственный); б) образ жизни; в) здравоохранение; г) экологический фактор

6. Назовите основной фактор, влияющий на здоровье человека:

а) генетический (наследственный);

б) образ жизни;

в) здравоохранение;

г) экологический фактор

7. Выберите факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:   а) средняя продолжительность жизни б) войны и политические конфликты в) уровень рождаемости г) положение женщины в обществе

7. Выберите факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

а) средняя продолжительность жизни

б) войны и политические конфликты

в) уровень рождаемости

г) положение женщины в обществе

8. В каком возрасте количество мужчин и женщин в России примерно одинаково?   а) в 24 – 27 лет; б) в 30 – 33 года; в) в 37 – 40 лет; г) в 52 – 56 лет

8. В каком возрасте количество мужчин и женщин в России примерно одинаково?

а) в 24 – 27 лет;

б) в 30 – 33 года;

в) в 37 – 40 лет;

г) в 52 – 56 лет

9. В каком из следующих утверждений содержится информация о миграциях населения России:   а) На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 её территории, проживает лишь 10 млн. чел. б) Большинство крупных городов России находится в европейской части страны. в) С начала 1990-х годов начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока. г) В возрастной структуре населения России возрастает доля лиц старших возрастов, уменьшается доля детей.

9. В каком из следующих утверждений содержится информация о миграциях населения России:

а) На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 её территории, проживает лишь 10 млн. чел.

б) Большинство крупных городов России находится в европейской части страны.

в) С начала 1990-х годов начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

г) В возрастной структуре населения России возрастает доля лиц старших возрастов, уменьшается доля детей.

10. Подберите пару: понятие – определение   1) резкое увеличение прироста населения а) трудовые ресурсы 2) выезд людей из страны б) дефицит работников 3) количество родившихся на 1000 жителей за год в) демографический взрыв 4) превышение количества рабочих мест над числом желающих работать г) эмиграция 5) насильственное переселение людей д) рождаемость 6) часть населения страны, способного работать в хозяйстве е) депортация

10. Подберите пару: понятие – определение

1) резкое увеличение прироста населения а) трудовые ресурсы

2) выезд людей из страны б) дефицит работников

3) количество родившихся на 1000 жителей за год в) демографический взрыв

4) превышение количества рабочих мест над числом желающих работать г) эмиграция

5) насильственное переселение людей д) рождаемость

6) часть населения страны, способного работать в хозяйстве е) депортация

проверка 1 ) г 2 ) б 3 ) в 4 ) б 5 ) а 6 ) б 7 ) б 8 ) б 9 ) в . 10) 1 - в; 2 - г; 3 - д; 4 - б; 5 - е; 6 - а

проверка

1 ) г

2 ) б

3 ) в

4 ) б

5 ) а

6 ) б

7 ) б

8 ) б

9 ) в .

10) 1 - в; 2 - г; 3 - д; 4 - б; 5 - е; 6 - а

тема: «Люди и труд»

тема: «Люди и труд»

Цели :   1. дать понятие о трудовых ресурсах, экономически активном населении. 2. сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. 3. способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Цели :

1. дать понятие о трудовых ресурсах, экономически активном населении.

2. сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

3. способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Жизнь человека можно разделить  на три периода:   3 период иждивенчества (пенсия) 1 период иждивенчества 2 период трудовой деятельности Человек опять становится потребителем. Теперь общество отдает ему долг, правда гораздо меньше того, что он создал за свою трудовую жизнь. (детство и юность). В этот период человек только потребляет (родители и государство его кормят, одевают, воспитывают, обучают и т.д.) и к 20-ти годам человек уже довольно много «взял в долг». Человек начинает трудиться и какое-то время как-бы отдает долг обществу. Затем продолжая работать создает национальные богатства страны. За счет этого государство содержит детей, пенсионеров, развивает образование, медицину и т.д.

Жизнь человека можно разделить на три периода:

3 период иждивенчества (пенсия)

1 период иждивенчества

2 период

трудовой деятельности

Человек опять становится потребителем. Теперь общество отдает ему долг, правда гораздо меньше того, что он создал за свою трудовую жизнь.

  • (детство и юность). В этот период человек только потребляет (родители и государство его кормят, одевают, воспитывают, обучают и т.д.) и к 20-ти годам человек уже довольно много «взял в долг».

Человек начинает трудиться и какое-то время как-бы отдает долг обществу. Затем продолжая работать создает национальные богатства страны. За счет этого государство содержит детей, пенсионеров, развивает образование, медицину и т.д.

Трудовые ресурсы это часть населения в возрасте от 16 до 60 лет, способное работать в хозяйстве страны.

Трудовые ресурсы

это часть населения в возрасте от 16 до 60 лет, способное работать в хозяйстве страны.

Трудоспособное население   это трудовые ресурсы, которые состоят:   1 группа 2 группа 3 группа занятые в домашнем и учащиеся и студенты в возрасте 16-17 лет  работающие лица пенсионного возраста личном подсобном хозяйстве (например, женщины домохозяйки) Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные) – это экономически активное население .

Трудоспособное население это трудовые ресурсы, которые состоят:

1 группа

2 группа

3 группа

занятые в домашнем и

учащиеся и студенты в возрасте 16-17 лет

работающие лица пенсионного возраста

личном подсобном хозяйстве

(например, женщины домохозяйки)

Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные) – это экономически активное население .

Спрос и предложение на рынке труда   Спрос - это наличие открытых вакансий, он отображает ёмкость рынка. Предложение - это количество безработных, готовых продать свой труд нанимателю.

Спрос и предложение на рынке труда

Спрос - это наличие открытых вакансий, он отображает ёмкость рынка.

Предложение - это количество безработных, готовых продать свой труд нанимателю.

Безработица  К безработным относятся лица в трудоспособном возрасте, которые: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю и др.; в) готовы приступить к работе. Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах .

Безработица

К безработным относятся лица в трудоспособном возрасте, которые:

а) не имеют работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю и др.;

в) готовы приступить к работе.

Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах .

От чего зависит уровень безработицы 1. Соотношение спроса и предложения определяется прежде всего  ценой рабочей силы. Высокая оплата труда Низкая оплата труда Спрос выше предложения Предложение выше спроса Безработица Дефицит работников Проанализируйте схему. Почему при низкой оплате труда спрос на рабочую силу выше предложения? Почему при высокой оплате труда развивается безработица?

От чего зависит уровень безработицы

1. Соотношение спроса и предложения определяется прежде всего ценой рабочей силы.

Высокая оплата труда

Низкая оплата труда

Спрос выше предложения

Предложение выше спроса

Безработица

Дефицит работников

  • Проанализируйте схему. Почему при низкой оплате труда спрос на рабочую силу выше предложения?
  • Почему при высокой оплате труда развивается безработица?
2. Зависимость уровня безработицы от уровня естественного прироста. Каждый год большие контингенты молодежи входят в трудоспособный возраст, а «выходит» из него на пенсию гораздо меньшее число людей.  Почему в районах с высоким естественным приростом, как правило, высокий уровень безработицы? 3. Зависимость уровня безработицы от структуры хозяйства. Безработица выше там, где наибольший спад производства. Отрасли военно-промышленного комплекса, легкой промышленности, машиностроения. И наоборот, в регионах с большой долей добывающей промышленности и агропромышленного комплекса ситуация с безработицей более благоприятна.  Назовите отрасли хозяйства, для которых характерен наибольший спад. 4. Зависимость уровня безработицы от скорости создания новых рабочих мест.  Объясните зависимость уровня безработицы от скорости создания новых рабочих мест.

2. Зависимость уровня безработицы от уровня естественного прироста.

Каждый год большие контингенты молодежи входят в трудоспособный возраст, а «выходит» из него на пенсию гораздо меньшее число людей.

  • Почему в районах с высоким естественным приростом, как правило, высокий уровень безработицы?

3. Зависимость уровня безработицы от структуры хозяйства.

Безработица выше там, где наибольший спад производства.

Отрасли военно-промышленного комплекса, легкой промышленности, машиностроения. И наоборот, в регионах с большой долей добывающей промышленности и агропромышленного комплекса ситуация с безработицей более благоприятна.

  • Назовите отрасли хозяйства, для которых характерен наибольший спад.

4. Зависимость уровня безработицы от скорости создания новых рабочих мест.

  • Объясните зависимость уровня безработицы от скорости создания новых рабочих мест.
Рейтинг востребованных профессий   в стране   в области    IT-специалист Инженер-проектировщик Педагог Юрист Медик Маркетолог Специалист по персоналу Профессиональный рабочий Специалист индустрии красоты Эколог  IT-специалист Инженер-проектировщик Педагог Юрист Медик Маркетолог Специалист по персоналу Профессиональный рабочий Специалист индустрии красоты Эколог в районе   1) Врач, рентгенолаборант Механизатор (сельскохозяйственное направление) Рабочий по уходу за животными Врач Водитель автомобиля Рабочий по благоустройству населенных пунктов Учитель Пекарь, кондитер Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования Продавец Парикмахер Уборщик служебных и производственных помещений 2) Инженер-нефтянник 3)Инструктор по лечебной физкультуре 4)Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5) Главный метролог 6) Медицинская сестра 7)Инженер по качеству 8) Техник-технолог 9)Переводчик 10) Фельдшер 11) Геодезист

Рейтинг востребованных профессий

в стране  

в области  

  • IT-специалист Инженер-проектировщик Педагог Юрист Медик Маркетолог Специалист по персоналу Профессиональный рабочий Специалист индустрии красоты Эколог
  • IT-специалист
  • Инженер-проектировщик
  • Педагог
  • Юрист
  • Медик
  • Маркетолог
  • Специалист по персоналу
  • Профессиональный рабочий
  • Специалист индустрии красоты
  • Эколог

в районе

 

1) Врач, рентгенолаборант

  • Механизатор (сельскохозяйственное направление)
  • Рабочий по уходу за животными
  • Врач
  • Водитель автомобиля
  • Рабочий по благоустройству населенных пунктов
  • Учитель
  • Пекарь, кондитер
  • Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
  • Продавец
  • Парикмахер
  • Уборщик служебных и производственных помещений

2) Инженер-нефтянник

3)Инструктор по лечебной физкультуре

4)Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике

5) Главный метролог

6) Медицинская сестра

7)Инженер по качеству

8) Техник-технолог

9)Переводчик

10) Фельдшер

11) Геодезист

Ситуация на рынке труда  Тюменской области на 1 января 2018 Обратились за содействием в центр занятости населения 55947 чел Уровень трудоустройства 77,65% Общее количество трудоустроенных 43395 чел Уровень регистрируемой безработицы 0,69% В качестве безработных граждан трудоустроены 4842 чел

Ситуация на рынке труда Тюменской области на 1 января 2018

Обратились за содействием

в центр занятости населения

55947 чел

Уровень трудоустройства 77,65%

Общее количество трудоустроенных

43395 чел

Уровень регистрируемой безработицы 0,69%

В качестве безработных граждан трудоустроены

4842 чел

Домашнее задание §40 прочитать, ответить на вопросы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: 1 вар: Моя семья как зеркало демографических процессов России 2 вар: Моя семья как зеркало миграционных процессов России

Домашнее задание

§40 прочитать, ответить на вопросы

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:

1 вар: Моя семья как зеркало демографических процессов России

2 вар: Моя семья как зеркало миграционных процессов России


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!