Учитель Карамнова Светлана Евгеньевна,
МАОУ « Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» г. Тамбова.
Технологическая карта урока .
Предмет- обществознание
Класс - 7
Тема урока – Человек и закон
Тип урока - урок открытия нового знания
Планируемые результаты обучения:
личностные - сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности
предметные – раскрыть понятия: закон, право, регулирование отношений;
- познакомить учащихся с особенностями правовой сферы общества
- развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию.
- содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению права.
метапредметные - развить у учащихся универсальные способы мыслительной деятельности: анализ, обобщение и рефлексию
Техники и технологии - технология проблемного обучения, эвристические техники
Формы и методы обучения - метод: объяснительно-иллюстративный
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) – Боголюбов, Обществознание, 7 класс, Презентация «Человек и закон». URL: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9860-chelovek-i-zakon.htm, Энциклопедические словари
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |
1. Мотивацияк учебной деятельности | Знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса «Обществознание», с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями), рабочей тетрадью | Записывают тему и план урока в тетрадь | Понимают значение знаний для человека и принимают его. | готовность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, | | Формулируют ответы на вопросы учителя; Осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника) | беседа |
2. Актуализация знаний | Организует беседу по вопросам: – Что вы узнали после прочтения этой статьи? Какие основные рубрики есть в учебнике? Для чего необходимы эти рубрики? Организует диалог с учащимися по вопросам: – Как вы понимаете выражение Т. Фуллера? Возможно ли общество людей, живущих вне закона? Можно ли предположить, что сообщество первобытных людей основывалось на каких-то правилах, которые можно назвать примитивными законами племени или рода? | Читают статью «Как работать с учебником» Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения | Осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат | | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Формулируют ответы на вопросы учителя; Осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника, рассказа учителя и одноклассников Строят осознанное речевое высказывание в устной форме о значении закона в жизни общества, регулировании закона, формулируют ответы на вопросы учителя; строят логические цепочки и рассуждения, анализируют истинность утверждений. | Устный опрос |
3. Изучение нового материала | Показывает и комментирует слайды презентации, акцентирует внимание учащихся на основных вопросах темы Организует работу со словарем по определению понятий закон и право Проводит беседу по вопросам: – Как вы думаете, что символизируют столб и гвозди? Почему подросток заплакал | Просматривают презентацию, делают записи В тетради Самостоятельно находят определения и записывают их в тетрадь Читают текст, отвечают на вопросы. (Столб символизирует закон, а гвозди – Это нарушение прав и несоблюдение обязанностей, которые не проходят Без последствий. Подросток Осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как и отверстия на столбе.) | Структурируют знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания, представления о законе и праве в целях его осмысления Самостоятельно находят и выделяют необходимую информацию; анализируют различные источники информации Проявляют жизненное самоопределение; понимают, как важно знать и уметь использовать права и обязанности в жизни | | Обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. | Осуществляют поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; строят логические цепи рассуждений | беседа |
4. Первичное осмысление и закрепление | Составление кодекса достойного человека | Предлагает составить десять правил (моральных законов) достойного человека. Записывает предложенные правила на доске | | Определяют последовательность действий; адекватно реагируют на трудности и не боятся делать ошибку | Сотрудничают с другими учащимися в поиске необходимой информации; вступают в диалог; умеют слушать и слышать; выражают свои мысли, строят высказывание в соответствие с задачами коммуникации | Самостоятельно формулируют цели ; осуществляют поиск информации; самостоятельно находят пути решения проблемы творческого характера | Устный опрос |
5. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Что такое закон и право? Можно ли предположить, что юридический закон не совпадает с общечеловеческими моральными принципами? | Понимают значение знаний для человека и принимают его. | Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | | | беседа |
6 Домашнее задание | Учебник (с. 5–6). Составить сочинение- размышление по теме «Закон управляет людьми, разум – законом» | Комментирует домашнее задание | | | | | |
РЕСУРСНЫЙМАТЕРИАЛ
Притча «Гвоздь воспитания»
Данная притча – повествование о безответственности и о том, что нет прав без обязанностей.
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места. Он был весь утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось, мальчик заплакал.
– Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь на столбе не осталось ни одного гвоздя.
– Гвоздей нет, а дырки остались, – ответил сын.
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет- обществознание
Класс - 7
Тема урока – Человек и закон
Тип урока - урок открытия нового знания
Планируемые результаты обучения:
личностные - сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности
предметные – раскрыть понятия: закон, право, регулирование отношений;
- познакомить учащихся с особенностями правовой сферы общества
- развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию.
- содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению права.
метапредметные - развить у учащихся универсальные способы мыслительной деятельности: анализ, обобщение и рефлексию
Техники и технологии - технология проблемного обучения, эвристические техники
Формы и методы обучения - метод: объяснительно-иллюстративный
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) – Боголюбов, Обществознание, 7 класс, Презентация «Человек и закон». URL: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9860-chelovek-i-zakon.htm, Энциклопедические словари
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |
1. Мотивацияк учебной деятельности | Знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса «Обществознание», с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями), рабочей тетрадью | Записывают тему и план урока в тетрадь | Понимают значение знаний для человека и принимают его. | готовность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, | | Формулируют ответы на вопросы учителя; Осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника) | беседа |
2. Актуализация знаний | Организует беседу по вопросам: – Что вы узнали после прочтения этой статьи? Какие основные рубрики есть в учебнике? Для чего необходимы эти рубрики? Организует диалог с учащимися по вопросам: – Как вы понимаете выражение Т. Фуллера? Возможно ли общество людей, живущих вне закона? Можно ли предположить, что сообщество первобытных людей основывалось на каких-то правилах, которые можно назвать примитивными законами племени или рода? | Читают статью «Как работать с учебником» Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения | Осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат | | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Формулируют ответы на вопросы учителя; Осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника, рассказа учителя и одноклассников Строят осознанное речевое высказывание в устной форме о значении закона в жизни общества, регулировании закона, формулируют ответы на вопросы учителя; строят логические цепочки и рассуждения, анализируют истинность утверждений. | Устный опрос |
3. Изучение нового материала | Показывает и комментирует слайды презентации, акцентирует внимание учащихся на основных вопросах темы Организует работу со словарем по определению понятий закон и право Проводит беседу по вопросам: – Как вы думаете, что символизируют столб и гвозди? Почему подросток заплакал | Просматривают презентацию, делают записи В тетради Самостоятельно находят определения и записывают их в тетрадь Читают текст, отвечают на вопросы. (Столб символизирует закон, а гвозди – Это нарушение прав и несоблюдение обязанностей, которые не проходят Без последствий. Подросток Осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как и отверстия на столбе.) | Структурируют знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания, представления о законе и праве в целях его осмысления Самостоятельно находят и выделяют необходимую информацию; анализируют различные источники информации Проявляют жизненное самоопределение; понимают, как важно знать и уметь использовать права и обязанности в жизни | | Обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. | Осуществляют поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; строят логические цепи рассуждений | беседа |
4. Первичное осмысление и закрепление | Составление кодекса достойного человека | Предлагает составить десять правил (моральных законов) достойного человека. Записывает предложенные правила на доске | | Определяют последовательность действий; адекватно реагируют на трудности и не боятся делать ошибку | Сотрудничают с другими учащимися в поиске необходимой информации; вступают в диалог; умеют слушать и слышать; выражают свои мысли, строят высказывание в соответствие с задачами коммуникации | Самостоятельно формулируют цели ; осуществляют поиск информации; самостоятельно находят пути решения проблемы творческого характера | Устный опрос |
5. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Что такое закон и право? Можно ли предположить, что юридический закон не совпадает с общечеловеческими моральными принципами? | Понимают значение знаний для человека и принимают его. | Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | | | беседа |
6 Домашнее задание | Учебник (с. 5–6). Составить сочинение- размышление по теме «Закон управляет людьми, разум – законом» | Комментирует домашнее задание | | | | | |
РЕСУРСНЫЙМАТЕРИАЛ
Притча «Гвоздь воспитания»
Данная притча – повествование о безответственности и о том, что нет прав без обязанностей.
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места. Он был весь утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось, мальчик заплакал.
– Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь на столбе не осталось ни одного гвоздя.
– Гвоздей нет, а дырки остались, – ответил сын.