Урок по обществознанию 6 класс
Тема урока | ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений учащихся о личности, качествах личности, ее месте в истории; способствовать расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Ход урока
1.Организационный этап – приветствие, проверка готовности учеников к уроку (2 мин.)
2. Постановка цели и задач урока (5 мин.)
Слово учителя:
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами природы, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоёма отражала в себе всё окружающее с невероятной чёткостью. Совершенство природы, её сбалансированность и чистота, невольно порождали мысли о гармонии. Поэтому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом:
Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в человеческих отношениях?
Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность природы и её отражения в озере, сказал:
Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров, мечтательно сказал ученик и грустно добавил, но разве такое возможно?
Нет, задумчиво ответил Хинг Ши, это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга.
Немного помолчав, мудрец добавил:
Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться ни к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности.
Вопросы учителя:
Ребята, какой смысл заложен в эту притчу?
Согласны ли вы с мнением мудреца, что каждый человек имеет право на собственное мнение и индивидуальность?
Скажите, какое отношение к уроку имеет эта притча?
Правильно, мы будем продолжать выяснять, что же такое личность и почему личностью может быть только человек.
3.Актулизация знаний (10 мин.)
Задание классу: рассмотрите на стр. 10-11 портреты девушек, опишите их, попробуйте по внешнему виду определить их характер, занятия, особенности поведения.
Вопросы для обсуждения:
Итак, мы выяснили, что по внешнему виду каждая из девушек, каждый из нас, обладает набором уникальных качеств и свойств, которые делают нас индивидуальностями. Проще всего замечаются внешние черты человека, те, которые он получает по наследству. Другие черты индивидуальности формируются в социальных условиях: семье - кругу друзей
- и развивают в человеке как положительные, так и отрицательные качества. У одарённых людей индивидуальность приобретает особые формы: преподаватель Царскосельского лицея, где учился Пушкин, предлагал своим ученикам творческие задания (например, описать розу), но только будущий поэт делал это блистательно.
Как вы думаете, индивидуальность – это плохое или хорошее качество?
(индивидуальность присуща и плохим, и хорошим людям)
Чтение вслух статьи на странице 13.
4. Первичное усвоение знаний (7 мин.)
Давайте обратимся к теме нашего урока (человек – это личность) и попробуем проследить путь превращения человека в личность
Человек _____ ____индивидуальность _________личность
Всех ли людей можно назвать индивидуальностями? (да)
Всех ли людей можно назвать личностями? (нет) Почему?
Что такое личность? (Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания – запись в тетради)
Первичная проверка понимания. Работа у доски: (6 мин.)
человек | индивидуальность | личность |
Рождение Сон Рост Старение Жажда пищи | Блондин Музыкальный слух Атлет Зелёные глаза интраверт | Ответственность Помощь Патриот Творчество самоотверженность |
Первичное закрепление - составление кроссворда в тетради (работа в парах) – 8 мин.)
Домашнее задание – инструктаж
Рефлексия – подведение итогов (важность новых знаний для становления собственной личности)