СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек рожден для добра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока по ОРКСЭ. Цель урока: учить совершать добрые дела..

Просмотр содержимого документа
«Человек рожден для добра.»

Урок по ОРКСЭ ( модуль: основы светской этики)

Разработала: Пахолкова Татьяна Владимировна , учитель начальных классов

МБОУ «Литвиненковская СШ»

Класс: 4.

Возраст учащихся: 9-10 лет.

Тема: Человек рожден для добра.

Задачи: формирование у детей понятий доброта, милосердие, сочувствие.

Цели: учить уважать старших, сопереживать чужому горю, делать правильный моральный вывод , воспитывать стремление быть милосердным, добрым, неравнодушным к чужой беде.

Планируемые результаты:

Регулятивные: контроль и оценка собственных действий, планирование деятельности по изучению нового материала.

Познавательные: анализ учебного материала, выделение главного.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные: развитие этических чувств, воспитание морально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Формы организации деятельности: коллективно- фронтальная , коллективно- групповая.

















Ход урока

  1. Организационный момент.

-Улыбнитесь, ребята друг другу.

Станет больше хороших друзей.

Протяните товарищу руку,

Так работа пойдет веселей.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока:

Добрым быть – совсем, совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от века.

Доброта - в душе у человека.

3. Актуализация знаний и постановка учебных задач.

-Девизом нашего сегодняшнего урока станут слова В.Г. Белинского , сказанные им более ста лет назад, но не утратившие своей актуальности и сегодня. Почитайте эти слова . Какие учебные задачи мы поставим перед собой для раскрытия значения этих слов?

«Будем плотниками , будем слесарями, будем фабрикантами. Но будем ли мы настоящими людьми - вот вопрос .»

-Узнаем, что значит быть настоящим человеком.

-Ответим на вопрос, какими чертами характера должен обладать настоящий человек.

-Узнаем о добрых делах людей.

-Раскроем значения понятий доброта, милосердие, сопереживание, сочувствие.

4. Составление и реализация проекта для решения поставленных задач.

1) Дидактическая игра, помогающая раскрыть смысл высказывания «настоящий человек».

-Учитель называет черты характера, присущие людям. Ученики распределяют их в два столбика: черты, входящие в понятие «настоящий человек» (+) , черты, мешающие быть таковым (-).

Доброта, равнодушие, зависть, сочувствие, восприимчивость, трусость, настойчивость, жестокость, отзывчивость, злость.

- Каким же должен быть настоящий человек?

2) Упражнение «Магнит».

-Составьте цепочку слов, «притягивающихся» к слову добрый.

(душевный, сердечный, отзывчивый, благородный, милосердный)

-Какого человека можно назвать милосердным? (У кого милое сердце.)

-Что же такое милосердие? (Ответы обучающихся )

-Где вы можете найти подтверждение своих слов? (В толковом словаре.)

3) Работа с источником информации (толковым словарем).

Вывод: Кроме счастья в жизни человека бывают горе, беда, страдания, отчаяние,

душевная боль.

Соучастие в облегчении беды, несчастья, страданий другого человека называется

сочувствием или милосердием.

5. Работа над осмыслением нового понятия.

1) Чтение и обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского «Пусть я буду ваша, бабушка».

Упражнение «Да-нет».

(Если вы согласны с утверждением, пишите на листочках ДА, если не согласны - пишите НЕТ.)

-Марийка сопереживает душевной боли бабушки. (ДА)

-Девочка не осталась равнодушной к чужим страданиям. (ДА)

-Марийка заигралась и забыла о бабушке. (НЕТ)

-Марийка совершила подвиг. (НЕТ)

- У маленькой девочки доброе сердце. (ДА)

Вывод (делают дети) : Марийка - трехлетняя девочка, но она не безразлична к тому,

что бабушка осталась одна. Марийка еще не может совершить

больших дел, но быть милосердной она уже научилась.

2) Работа в группах.

-Путем разрешения предложенных ситуаций объяснить высказывание Джона Донна : «Быть милосердным – это значит делать все, что в наших силах.»

Задания группам:

-Обговорите ситуацию и найдите несколько разных способов, как помочь людям или животным в той или иной ситуации.

1 группа: Вы нашли возле порога своего дома маленького щенка.

2 группа: У ваших соседей сильно заболел близкий человек.

3 группа: Мальчика дразнят и обижают одноклассники.

4 группа: Дедушка пытается перейти дорогу.

5группа: Маленький воробышек выпал из гнезда.

Вывод (делают дети) : Для того, чтобы помочь в беде, нужно делать все, что в наших

силах . Даже незначительная помощь может облегчить страдания.

А выход можно найти в любой ситуации, было бы желание.

3) Конкурс на самый добрый вопрос.

(Учитель начинает - дети продолжают)

Например :

-Как можно помочь очень старым людям?

-Как помочь детям – инвалидам?

-Нужно ли помогать нищим?

-Как живут дети, у которых нет пап и мам?

( Ученики отвечают на эти вопросы, отбирают лучшие из них, переходят от слов к конкретным делам)

-Какое доброе дело мы можем сделать прямо сейчас, на уроке?

4) Практическое упражнение «Пишем письмо детям в детский дом».

( Дети диктуют , хорошо успевающий ученик записывает , читает получившийся текст. Письмо запечатывается. Задача учителя : отослать письмо.)

5) Игра «Какой путь вы выберете?»

- Прямо пойдешь – встретишь старушку , которой нужно помочь дойти до скамейки.

- Налево пойдешь – встретишь старика , которому нужно подсказать , где находится аптека.

- Направо пойдешь – найдешь мобильный телефон , о котором давно мечтал.

6.Творческая работа.

-Соберите пословицу :

от сердце доброе чужой

болит беды



(Доброе сердце от чужой беды болит.)

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Добрые ли у вас сердца?

- Вспомните случаи из вашей жизни, когда вы творили добро, проявляли милосердие. Напишите о своих добрых делах на этих сердечках.

( Детям раздаются сердечки из бумаги . Они пишут о своих добрых делах.)

-Разукрасьте сердечки очень красиво, вкладывая в эту работу всю свою душу.

Вывод: Также и в жизни. Для того, чтобы быть настоящим человеком , нужно быть

добрым и милосердным , вкладывать

душевные силы, свое сердце в другого человека.

7. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке и работу ваших товарищей.

- Подарите сердечко тому однокласснику, кто на ваш взгляд сегодня лучше всех помог вам в решении поставленных задач.

8. Подведение итогов.

- Давайте вернемся к словам В.Г. Белинского.

- Смогли вы сегодня на уроке понять значение этих слов?

- Что же значит быть настоящим человеком?

Вывод: Быть настоящим человеком – значит творить добро.

Ведь человек рожден для добра!



Приложение

В.А. Сухомлинский «Пусть я буду ваша, бабушка».

На окраине села живет старенькая бабушка Марина.

- У нее нет никого- никого, - часто говорит мама Марийке , трехлетней дочке. Марийка с мамой живут через дорогу от бабушки Марины. Встанет утром Марийка, посмотрит на бабушкин двор и видит : сидит бабушка на стульчике , греется на солнце и смотрит на нее, на Марийку. Марийка бежит к бабушке :

-Добрый день ,бабушка.

- Добрый день ,Марийка.- радостно отвечает бабушка.-посиди возле меня, дитятко. Марийка посидит немного, послушает сказку. Но долго сидеть не хочется. Манит луг- сколько бабочек там летает. Манит речка- какой песочек чистый на берегу, какая вода теплая. Марийка собирается бежать, а бабушка вздыхает.

-Почему вы вздыхаете ,бабушка?

-Потому что некому слова сказать. Одна я , одинешенька.

-Пусть я буду ваша, бабушка,- тихо шепчет Марийка и целует ее в морщинистую щеку.

-Хорошо, детка, будешь моя, -улыбается бабушка Марина.

До вечера бегала Марийка по лугу, любовалась бабочками. Но о бабушке не забывала. Побегает по лугу, потом прибежит к бабушкиному двору и защебечет:

- Я не забыла, что я ваша, бабушка!