Урок по ОРКСЭ ( модуль: основы светской этики)
Разработала: Пахолкова Татьяна Владимировна , учитель начальных классов
МБОУ «Литвиненковская СШ»
Класс: 4.
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Тема: Человек рожден для добра.
Задачи: формирование у детей понятий доброта, милосердие, сочувствие.
Цели: учить уважать старших, сопереживать чужому горю, делать правильный моральный вывод , воспитывать стремление быть милосердным, добрым, неравнодушным к чужой беде.
Планируемые результаты:
Регулятивные: контроль и оценка собственных действий, планирование деятельности по изучению нового материала.
Познавательные: анализ учебного материала, выделение главного.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Личностные: развитие этических чувств, воспитание морально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.
Формы организации деятельности: коллективно- фронтальная , коллективно- групповая.
Ход урока
Организационный момент.
-Улыбнитесь, ребята друг другу.
Станет больше хороших друзей.
Протяните товарищу руку,
Так работа пойдет веселей.
Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока:
Добрым быть – совсем, совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от века.
Доброта - в душе у человека.
3. Актуализация знаний и постановка учебных задач.
-Девизом нашего сегодняшнего урока станут слова В.Г. Белинского , сказанные им более ста лет назад, но не утратившие своей актуальности и сегодня. Почитайте эти слова . Какие учебные задачи мы поставим перед собой для раскрытия значения этих слов?
«Будем плотниками , будем слесарями, будем фабрикантами. Но будем ли мы настоящими людьми - вот вопрос .»
-Узнаем, что значит быть настоящим человеком.
-Ответим на вопрос, какими чертами характера должен обладать настоящий человек.
-Узнаем о добрых делах людей.
-Раскроем значения понятий доброта, милосердие, сопереживание, сочувствие.
4. Составление и реализация проекта для решения поставленных задач.
1) Дидактическая игра, помогающая раскрыть смысл высказывания «настоящий человек».
-Учитель называет черты характера, присущие людям. Ученики распределяют их в два столбика: черты, входящие в понятие «настоящий человек» (+) , черты, мешающие быть таковым (-).
Доброта, равнодушие, зависть, сочувствие, восприимчивость, трусость, настойчивость, жестокость, отзывчивость, злость.
- Каким же должен быть настоящий человек?
2) Упражнение «Магнит».
-Составьте цепочку слов, «притягивающихся» к слову добрый.
(душевный, сердечный, отзывчивый, благородный, милосердный)
-Какого человека можно назвать милосердным? (У кого милое сердце.)
-Что же такое милосердие? (Ответы обучающихся )
-Где вы можете найти подтверждение своих слов? (В толковом словаре.)
3) Работа с источником информации (толковым словарем).
Вывод: Кроме счастья в жизни человека бывают горе, беда, страдания, отчаяние,
душевная боль.
Соучастие в облегчении беды, несчастья, страданий другого человека называется
сочувствием или милосердием.
5. Работа над осмыслением нового понятия.
1) Чтение и обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского «Пусть я буду ваша, бабушка».
Упражнение «Да-нет».
(Если вы согласны с утверждением, пишите на листочках ДА, если не согласны - пишите НЕТ.)
-Марийка сопереживает душевной боли бабушки. (ДА)
-Девочка не осталась равнодушной к чужим страданиям. (ДА)
-Марийка заигралась и забыла о бабушке. (НЕТ)
-Марийка совершила подвиг. (НЕТ)
- У маленькой девочки доброе сердце. (ДА)
Вывод (делают дети) : Марийка - трехлетняя девочка, но она не безразлична к тому,
что бабушка осталась одна. Марийка еще не может совершить
больших дел, но быть милосердной она уже научилась.
2) Работа в группах.
-Путем разрешения предложенных ситуаций объяснить высказывание Джона Донна : «Быть милосердным – это значит делать все, что в наших силах.»
Задания группам:
-Обговорите ситуацию и найдите несколько разных способов, как помочь людям или животным в той или иной ситуации.
1 группа: Вы нашли возле порога своего дома маленького щенка.
2 группа: У ваших соседей сильно заболел близкий человек.
3 группа: Мальчика дразнят и обижают одноклассники.
4 группа: Дедушка пытается перейти дорогу.
5группа: Маленький воробышек выпал из гнезда.
Вывод (делают дети) : Для того, чтобы помочь в беде, нужно делать все, что в наших
силах . Даже незначительная помощь может облегчить страдания.
А выход можно найти в любой ситуации, было бы желание.
3) Конкурс на самый добрый вопрос.
(Учитель начинает - дети продолжают)
Например :
-Как можно помочь очень старым людям?
-Как помочь детям – инвалидам?
-Нужно ли помогать нищим?
-Как живут дети, у которых нет пап и мам?
( Ученики отвечают на эти вопросы, отбирают лучшие из них, переходят от слов к конкретным делам)
-Какое доброе дело мы можем сделать прямо сейчас, на уроке?
4) Практическое упражнение «Пишем письмо детям в детский дом».
( Дети диктуют , хорошо успевающий ученик записывает , читает получившийся текст. Письмо запечатывается. Задача учителя : отослать письмо.)
5) Игра «Какой путь вы выберете?»
- Прямо пойдешь – встретишь старушку , которой нужно помочь дойти до скамейки.
- Налево пойдешь – встретишь старика , которому нужно подсказать , где находится аптека.
- Направо пойдешь – найдешь мобильный телефон , о котором давно мечтал.
6.Творческая работа.
-Соберите пословицу :
от сердце доброе чужой
болит беды
(Доброе сердце от чужой беды болит.)
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Добрые ли у вас сердца?
- Вспомните случаи из вашей жизни, когда вы творили добро, проявляли милосердие. Напишите о своих добрых делах на этих сердечках.
( Детям раздаются сердечки из бумаги . Они пишут о своих добрых делах.)
-Разукрасьте сердечки очень красиво, вкладывая в эту работу всю свою душу.
Вывод: Также и в жизни. Для того, чтобы быть настоящим человеком , нужно быть
добрым и милосердным , вкладывать
душевные силы, свое сердце в другого человека.
7. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке и работу ваших товарищей.
- Подарите сердечко тому однокласснику, кто на ваш взгляд сегодня лучше всех помог вам в решении поставленных задач.
8. Подведение итогов.
- Давайте вернемся к словам В.Г. Белинского.
- Смогли вы сегодня на уроке понять значение этих слов?
- Что же значит быть настоящим человеком?
Вывод: Быть настоящим человеком – значит творить добро.
Ведь человек рожден для добра!
Приложение
В.А. Сухомлинский «Пусть я буду ваша, бабушка».
На окраине села живет старенькая бабушка Марина.
- У нее нет никого- никого, - часто говорит мама Марийке , трехлетней дочке. Марийка с мамой живут через дорогу от бабушки Марины. Встанет утром Марийка, посмотрит на бабушкин двор и видит : сидит бабушка на стульчике , греется на солнце и смотрит на нее, на Марийку. Марийка бежит к бабушке :
-Добрый день ,бабушка.
- Добрый день ,Марийка.- радостно отвечает бабушка.-посиди возле меня, дитятко. Марийка посидит немного, послушает сказку. Но долго сидеть не хочется. Манит луг- сколько бабочек там летает. Манит речка- какой песочек чистый на берегу, какая вода теплая. Марийка собирается бежать, а бабушка вздыхает.
-Почему вы вздыхаете ,бабушка?
-Потому что некому слова сказать. Одна я , одинешенька.
-Пусть я буду ваша, бабушка,- тихо шепчет Марийка и целует ее в морщинистую щеку.
-Хорошо, детка, будешь моя, -улыбается бабушка Марина.
До вечера бегала Марийка по лугу, любовалась бабочками. Но о бабушке не забывала. Побегает по лугу, потом прибежит к бабушкиному двору и защебечет:
- Я не забыла, что я ваша, бабушка!