СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек славен добрыми делами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в данном разделе. ВВодный урок, объясняющий смысл термина "добро", "мораль"

Просмотр содержимого документа
«Человек славен добрыми делами»

Тема урока

Человек славен добрыми делами

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Сформировать представление учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Задачи урока

Объяснение того, что значит быть добрым, каково главное правило доброго человека;

Выработка умения приводить конкретные примеры проявления доброты и действия золотого правила морали в конкретных ситуациях;

Способствовать воспитанию добрых чувств;

Содействовать формированию понимания значения конкретных добрых поступков, готовности поддерживать тех, кому можно помочь;

Формирование способности оценивать свои поступки, действия других людей с нравственных позиций

Образовательные ресурсы

Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М, Просвещение, 2014

Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, Т.Е.Лискова и др/, М.: Просвещение, 2014

Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 6 класс: к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 класс»,М.: Издательство «Экзамен», 2014

План урока

1. Что такое добро.
2. Доброе — значит, хорошее.

3.Чувства и дела.
4. Главное правило доброго человека.

Личностно значимая проблема

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Ценности, добро, зло, мораль, золотое правило морали

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА



Этапы урока




Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения



Деятельность учителя



Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия



Универсальные

учебные действия

(УУД)



Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

1.Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. 
2.Учитель проверяет готовность детей к уроку.

3. С каким настроением вы пришли на урок? (У вас две карточки: синяя и зелененькая. Синяя- грустное настроение, зелененькая- хорошее настроение)

Вы готовы отвечать?

Вы готовы рассуждать?

Спасибо за готовность сотрудничать со мной.

Приветствуют учителя и друг друга

(выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку)

Фронтальная

работа


Личностныестремятся хорошо учиться и правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Коммуникативные


II.

Актуализация

знаний



Презентация «Человек славен добрыми делами

1.Демонстрирует видеоролика: Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:http://video.meta.ua/4700017.video

(приложение №1)

2.Организует диалог с учащимися по вопросам:

3.О какой ценности говорила белка?

1.Просмотр мультфильма

2.Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения

Фронтальная работа

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга,

Устные ответы

Выявление места и причины

затруднения


Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №1):


Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Обращение к эпиграфу:

Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог...

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева)

Проблемный вопрос:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

1.Чтение текста.

2.Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками,

3.Определяют тему, цель и задачи урока.

4.Формулируют проблему урока.

Записывают тему урока и проблемный вопрос в рабочий лист

Фронтальная работа

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию

Регулятивные:смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы,

Познавательные:формулирование проблемы

Работа с рабочим листом

Построение проекта и выхода из затруднения


Презентация «Человек славен добрыми делами

На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Определяют способ и средства построения нового знания

Составляют план работы:

1.Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО»

2.Почему люди ценят добро?

3.Какие поступки можно назвать добрыми?

4.Что необходимо для того, что бы быть добрым?

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.


Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем)

Регулятивные:логические рассуждения планирование, прогнозирование

Коммуникативные


Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала





Презентация «Человек славен добрыми делами

1.Работа над понятием «добро»

Какие ассоциации вызывает у вас это понятие?



2.Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло»

3.Придумать выражения, характеризующие разные стороны жизни, с корнем «добр».

Что объединяет эти выражения?

Приветствие- Добрый день

Напутствие-В добрый путь

Обращение -Будьте добры

Черта характера- Доброжелательность

Характеристика человека- Добрый человек

Состояние природы- Добрая погода

3.Значение этих слов в толковых словарях

Что для вас добро?

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру

Самостоятельно выполняют задание (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.)

Записывают определение в рабочий лист

ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок




Групповая работа

Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта

Личностные: направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные:смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы.

Работа с рабочим листом

III.

Изучение

нового

материала





Работа с отрывком из сказки О. Уайльда «Счастливый принц» (Приложение №2):












Почему люди ценят добро?

Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» .

1.Нужно к рисунку подобрать отрывок из сказки.

2.Ответить на вопросы к тексту.

- Почему Принц решил помогать людям?



























- Какое чувство испытывала ласточка?













- Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?



- О каких же добрых чувствах говорится в этой сказке?

Вывод. Почему люди ценят добро?


1.К рисунку подбирают отрывок из сказки.

2.Отвечают на вопросы к отрывку.





Потому что у него появилось чувство сострадания к судьбам несчастных жителей его города. Картина, которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искренне желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по – настоящему счастливым.



Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему



Сделав доброе дело она ощутила тепло



Сочувствие, сострадание



3.Делают вывод:

Добро — это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро — это конкретное дело. К тому же добро делать приятно, это согревает душу.


Групповая работа

Личностныеоценивают жизненные ситуации Регулятивныеобнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста сказки Коммуникативные: читают вслух и про себя текст и при этом ведут «диалог с автором» ( ставят вопросы к тексту и ищут ответы; выделяют главное)

Устные

ответы.




























IV. Первичное осмысление и закрепление изученного



Добрыми могут быть не только дела, но добрыми бывают и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, как принц- драгоценностями, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все у него получится, что все будет хорошо.

А теперь поиграем в игру “Доскажи словечко”.

Продолжить четверостишие.

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(“добрый день”)

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(“спасибо”)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы …(“прости, пожалуйста”).

Какие еще добрые слова вы знаете?

Отвечают на вопросы

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (по воспроизведению в памяти).


Устные ответы



Учебник рубрика «Картинная галерея»

В жизни человек совершает и плохие поступки, огорчая тем самым своих родных и близких. А они продолжают любить их и общаться с ними, как и прежде. Значит, бывают добрыми не только слова, но чувства.

Совершим экскурсию в «Картинную галерею».

-Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?





-Какие чувства испытывает его сын?

















Как вы думаете, почему отец простил своего сына?

Найдите в рабочем листе схему Добрые чувства. Приведите свои 2 примера

Устное сообщение















Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить

Сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину

Он любит его.



Записывают добрые чувства


1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Личностныеоценивают жизненную ситуацию Регулятивныеобнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста учебника Коммуникативные: читают вслух и про себя текст , ставят вопросы к тексту и ищут ответы;















































Работа с рабочим листом



Презентация «Человек славен добрыми делами

Как вы думаете, добрые слова, добрые чувства, во что могут превратиться?

(в добрые поступки)

МОРАЛЬЮ называют   правила доброго поведения. Правила морали  действуют всегда, во все времена, и они способствуют  объединению людей.

Выполнить в рабочем листе задание Что такое мораль?

Моральных правил очень много , но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали.

Совершим путешествие в прошлое( слайд)

Об этом правиле говорили Конфуций, Иисус Христос.

Как звучит оно сейчас?

Почему это правило называют золотым?

Как проверить свой поступок с точки зрения золотого правила морали?























Продолжи фразу.

У человека нет возможности всем делать добро,

Но у него есть возможность…………

Отвечают на вопросы.

Записывают определение в рабочий лист

3.Формулируют золотое правило морали





























Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. 

Доброе отношение самое дорогое, ценное из всех отношений, которые складываются между людьми. Человеку всегда приятно, тепло, когда он встречает доброе отношение к себе.

Прежде чем совершить поступок, спросить себя: а стоит ли так поступать?

Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной?

Никому не причинять зла








1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

Работа с рабочим листом



Творческое задание «Очеловечить человечка»


Давайте представим, какой он, на ваш взгляд, каким он должен быть?

Перед вами лежит макет человечка.

(См. Приложение).

Ваша задача дать ему имя и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка.

–Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы?

Вывод: Когда о человеке говорят, что он «добрый», то имеется в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делает это не ради выгоды, а бескорыстно.

Напишите, какой добрый поступок вы сегодня сделали или сделаете

Раскрашивают фломастерами макет человечка

Составляют презентацию своего человечка

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Регулятивные : логические рассуждения, умения делать выводы,

Коммуникативные: самовыражение: монологические высказывания разного типа

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию

Работа с рабочим листом



Задание

Легко ли быть добрым ?





Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться – чему?


Добрым человеком быть нелегко. Надо учиться им быть.

Заботиться о близких, понимать другого, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться тем, с кем общаешься, сочувствовать и т.д.

Мозговой штурм

РегулятивныеКоммуникативные:

Личностные


Устные ответы



Творческое задание

У меня в руках «Сердечко» (См. Приложение 1)

На нём шрамы от плохих поступков и слов. Хочется вылечить такое сердечко добрыми словами, делами. А вот на этих сердечках напишите добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Приучайте себя к добрым поступкам.

На сердечках пишут добрые слова и дарят тому, кому пожелают

Индивидуальная работа

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию

Коммуникативные: самовыражение


V. Итоги урока. Рефлексия


Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Поделимся впечатлением о нашем уроке.

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? (Должно ли быть добро с кулаками? Нужно ли бороться со злом?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких уроков,    поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,   интересно,

Красной – урок не понравился,   скучно.

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание



§ 10; В известном детском мультфильме старуха Шапокляк утверждала: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя». Поспорь с Шапокляк, почему надо помогать людям.

Ссылка http://youtube.com/watch?v=RswPFMiiyBg

Расскажи о человеке, который оставил добрую память о себе.

Конкретизирует домашнее задание


Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа













Приложение №1. Притча об императоре, который любил птиц

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

-Кто принесет во дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми

-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.



Приложение № 2. Сказка Оскара Уайльда «Счастливый Принц».

Часть 1. На высокой колонне над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота. На рукоятке шпаги сиял драгоценный камень.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Часть 2. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась уже собиралась улетать, когда поняла, что это слезы принца.

-Почему ты плачешь, ведь ты такой красивый? - спросила она.

-Когда я был жив, - ответил Принц, -я не знал, что такое слезы. Я жил во дворце, вокруг которого была возведена высокая стена, и я ни разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый принц»- так величали меня приближенные. Я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу сдержать слез.

Часть 3. Принц попросил:

-Ласточка. Пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси больному мальчику.

-Мне надо скорее улетать, идет зима. Я могу погибнуть, - ответила Ласточка.

-Помоги мне, - опять попросил Принц.

Часть 4. Не смогла отказать ему Ласточка. Выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку.

Часть 5. Когда Ласточка возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

-Это потому, что ты сделала доброе дело, -объяснил Принц.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!