СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в деятельности человека. 10 класс презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек в системе социальных связей.

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в деятельности человека. 10 класс презентация»

§ 7. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в деятельности человека.

§ 7. Человек в системе социальных связей.

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Повторение.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

1) умозаключение

2) ощущение

3) представление

4) суждение

5) планирование

6) описание

Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца .

  ОПЕРАЦИИ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

1) чувственное

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) рациональное (логическое)

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) ощущение

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

1) чувственное познание

Б) понятие

В) восприятие

2) рациональное познание

Г) представление

Д) суждение

  ПРИЗНАКИ

A) логическая обоснованность

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1) мифологическое

Б) доказательность

B) опора на верования

2) научное

Г) проверяемость

Д) эмоциональная окрашенность

Биологическое и социальное в человеке.

Человек — это биосоциальное существо.

Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Биологическое в человеке.

Социальное в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой.  Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

природа,

каким он родился.

Социальное поведение. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Социальное поведение.

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Социализация личности Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта. Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль. Агенты первичной социализации  – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят  сюда и друзей.  Агенты вторичной социализации  – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека.  Институты социализации  – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

Социализация личности

Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.

Агенты первичной социализации  – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят  сюда и друзей. 

Агенты вторичной социализации  – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. 

Институты социализации  – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

Самосознание и самореализация. Самосознание — осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Типы самосознания индивидуальное самосознание коллективное самосознание формируется в человеке на протяжении всей его жизни присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу Взаимосвязь типов самосознания проявляется в таком феномене, каким выступает самоидентификация или просто идентификация . Личность проявляет себя в процессе самореализации. Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Самосознание и самореализация.

Самосознание — осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Типы самосознания

индивидуальное самосознание

коллективное самосознание

формируется в человеке на протяжении всей его жизни

присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу

Взаимосвязь типов самосознания проявляется в таком феномене, каким выступает самоидентификация или просто идентификация .

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Свобода и необходимость в деятельности человека

Свобода - это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.

Абсолютная свобода личности невозможна, так как ее выбор ограничен действующими физическими законами и социальными нормами регламентирующими общественную жизнь.

Подходы к пониманию свободы

Волюнтаризм  - (от лат. «voluntas» - «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы».

Фатализм  - (от лат. «fatalis» - «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. 

Причины невозможности абсолютной свободы:

а) человек ограничен в своих действиях существующими социальными нормами;

б) человек ограничен в своих действиях физическими законами;

в) человек зависит от уровня научно-технического прогресса и т.д.

Взаимосвязь ответственности и свободы.

Ответственность - это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека.

Виды ответственности

Виды ответственности (По сферам ответственности):

  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная, Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.). Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства). Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
  • Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
  • Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
  • Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Юридическая — ответственность, осуществляемая на основе закона; Нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок; Социальная — ответственность перед всем обществом; Моральная — ответственность на основе норм морали.
  • Юридическая — ответственность, осуществляемая на основе закона;
  • Нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок;
  • Социальная — ответственность перед всем обществом;
  • Моральная — ответственность на основе норм морали.
Домашнее задание. § 7. читать, записи в тетради учить. Письменно выполнить задание Задание 26 (ЕГЭ) Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности. Сначала укажите социальный институт, затем пример его воздействия на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Задание 28. (ЕГЭ) Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Домашнее задание.

§ 7. читать, записи в тетради учить.

Письменно выполнить задание

Задание 26 (ЕГЭ) Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности. Сначала укажите социальный институт, затем пример его воздействия на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 28. (ЕГЭ) Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!