Предмет: Математика | Школа: БОШ |
Раздел долгосрочного плана: Геометрические фигуры Подраздел: Множества и операции над ними | ФИО учителя:Дьячкова В.Г. |
Дата: 08.10.2019 год | Количество присутствующих: |
Класс: 1 «А» | отсутствующих: |
Тема урока: | Чем отличаются предметы (1) |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.4.1.2 классифицировать множества по признакам их элементов (цвет, форма, размер) |
Цели урока: | создать условия для того, чтобы школьники смогли самостоятельно провести исследование предметов с целью выявления и распознавания их основных свойств: формы, цвета, размера. |
Критерии успеха | знают: определение понятий: «признак предмета», «сравнение предметов» и условия их применения в практической деятельности; что предметы окружающего мира могут быть больше или меньше, толще или тоньше, длиннее или короче, шире или уже, ниже или выше, глубже или мельче; умеют: объединять предметы в группы по размеру, форме, цвету; выделять свойство предметов (размер, форму, цвет) и предметы из группы по заданному свойству; сравнивать предметы по размеру (выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче и т. д.), по расположению на странице учебника (между, первое (второе …) по счету; выражать в речи признаки сходства и различия предметов; приводить конкретные примеры, иллюстрирующие усвоенные понятия. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка. |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код |
Предварительные знания | Учащиеся могут выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: однозначных чисел |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | 1. Дидактическая игра «Составим узор». – По каким признакам можно сравнивать предметы? (По цвету, размеру, форме, толщине, росту.) На доске расположены геометрические фигуры: – Посмотрите и назовите данные геометрические фигуры. Сколько всего фигур на доске? Какая фигура стоит второй (пятой, третьей) по счету? Какая фигура стоит между желтым треугольником и красным кругом? Между зеленым квадратом и синим треугольником, красным квадратом и желтым треугольником? Какая фигура стоит после синего круга, перед красным кругом, после синего треугольника? Положите у себя на партах фигуры так, как они расположены на доске. – Измените узор так, чтобы синий круг был расположен над красным квадратом, желтый треугольник был бы под зеленым квадратом, после зеленого квадрата стоял красный круг, над красным кругом стоял синий треугольник. (Выполняют пошагово.) У вас должно получиться следующее расположение фигур: – Составьте свой узор из фигур. На какие группы можно разделить все фигуры? По какому признаку? | |
Критерии успеха | проводят сравнения и группировку (классификацию) предметов, математических объектов по разным признакам и свойствам, выделяют в них главное, общее, отличительное; | |
Середина урока | Рассмотри рисунки. Выполнение данного задания при фронтальном обсуждении поможет закрепить вывод, полученный при работе в группах. Предложите первоклассникам рассмотреть иллюстрации к заданию 1 и выяснить, что общего у предметов и чем они отличаются? Выслушайте варианты ответов. Ответы. Первая пара предметов (воздушный шар и мяч) имеет одинаковую форму; вторая пара предметов (цыпленок и одуванчик) одинакового цвета; третья пара предметов (маленький дом и большой дом) имеет одинаковую форму, но разный размер. Реши. Задание направлено на отработку навыка моделирования процесса. В правой части таблицы расположены изображения реальных объектов, а в левой части — модель процесса изменения свойств предмета. Сравнения следует организовать по строкам в таблице. При сравнении левой и правой части каждой строки школьники должны прийти к выводу, что любое изменение свойств предметов можно изобразить при помощи модели. Предложите ребятам посмотреть на предметы и модели. Спросите, какие изменения произошли. Выслушайте ответы. Спросите, чем изображения слева отличаются от изображений справа. Более сильным учащимся предложите самостоятельно подобрать пример с другими природными объектами и смоделировать процесс изменения с помощью геометрических фигур. Пусть они выступят в роли учителя и продемонстрируют классу свои задания. Затем дети могут ответить на поставленные в учебнике вопросы. Ответы а) справа изменился размер дерева, слева — размер фигуры; б) справа изменился цвет яблока, слева изменился цвет фигуры; в) справа растаял лед, превратившись в воду, слева изменилась форма фигуры. Попробуй! Задание нацеливает первоклассников на поиск пар предметов, одинаковых по цвету, форме и размеру. Подумай. Задание содержит вопрос, размышляя над которым учащиеся смогут сделать предположение по поводу исследования других свойств предмета. С ответа на этот вопрос можно будет начать следующий урок. Развитие языковых компетенций Основное внимание следует уделять пониманию математических терминов и понятий. Для облегчения запоминания ключевых слов включите их в физминутки. Можно предложить школьникам изобразить новые слова в рисунках и разместить их на стенде «Стена слов». Дополнительные задания Посмотри на таблицу. Предложите ребятам поэкспериментировать с изображением предметов, изменяя их размер и цвет. Для этого дети должны нарисовать в пустых клетках таблицы исходные предметы, увеличивая или постепенно уменьшая их размер. В итоге должно получиться 4 последовательных изображения каждого предмета в порядке увеличения или уменьшения его размера. | Учебник: Чем отличаются предметы (1), с. 44— 45. Рабочая тетрадь: Рабочий лист 41 «Чем отличаются предметы (1)», с. 43. Рабочий лист 42 «Сравни предметы», с. 44. Ресурсы: пустые коробки для сортировки предметов; коробки с наборами различных предметов (карандашами, мелкими пластмассовыми игрушками, деревянными кубиками разного размера, двух любых цветов, плоскими геометрическими фигурами) для каждой группы первоклассников из четырех человек; кусочки ткани для выполнения дополнительного задания. |
Критерии успеха | умеют: объединять предметы в группы по размеру, форме, цвету; выделять свойство предметов (размер, форму, цвет) и предметы из группы по заданному свойству; | |
Конец урока | Какой фигуры не хватает? Первоклассникам нужно будет проанализировать последовательность заполнения таблицы и дорисовать пропущенную фигуру, сохраняя закономерность в чередовании размера и формы. В результате учащийся получит таблицу с изображением предметов последовательно измененных размеров и форм. Нарисуй шарики. Предложите изменить форму, цвет и размер воздушного шара. Обратите их внимание на вывод, зафиксированный в учебнике. Учите делать все умозаключения в соответствии с данным выводом. – По каким признакам предметы можно разбить на группы? Итог урока.– С какими признаками познакомились? Что можно делать с предметами благодаря этим признакам? | |
Критерии успеха | Вывод: предметы можно разбивать на группы или собирать в группы по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу, назначению, общему названию и другим признакам. | |