СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Чему учит современный урок технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом совете школы по теме "Чему учит современный урок технологии" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«"Чему учит современный урок технологии"»

Выступление на методическом совете школы по теме:

«Чему учит современный урок технологии»


« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Современный урок технологии – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Он должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС? Цель урока отличается конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

На уроках в 3 классе учащиеся узнают о видах профессиональной деятельности людей и о социальном значении данных профессий. В разделе «Человек и земля» изучаются темы («Архитектура», «Городские постройки», «Парк», «Ателье мод», «Одежда», «Кафе», «Магазин подарков», «Автомастерская», в которых дети знакомятся с профессиональной деятельностью архитектора, инженера-строителя, прораба, ландшафтного дизайнера, озеленителя, дворника, модельера, закройщика, портного, прядильщицы, ткача и других. Учащиеся осмысляют социальную значимость профессий и соотносят виды профессиональной деятельности с профессиями родителей, близких им взрослых людей. Также осваивают элементарные приёмы профессиональной деятельности. Так, например, при изучении темы «Архитектура» дети изготовляют макеты городских построек (дома, телебашни, детского игрового комплекса для городского парка (проект) и др. и при этом постигают основы черчения, выполняют чертёж, масштабирование, создают и самостоятельно оформляют макеты изделий. В теме «Кафе» ученики узнают о работе повара, предприятия общественного питания и профессиях кулинара, повара, официанта, инструментах и приспособлениях, которые используются для приготовления пищи, осмысляют понятия «рецепт» и используют рецепт для приготовления блюд без термической обработки. При изучении темы «Ателье мод» дети обсуждают, где и как делают одежду, в чём специфика профессиональной деятельности модельера, закройщика, портного швеи. Ребята рассматривают виды тканей и волокон, создают коллекцию тканей, знакомятся с понятием «выкройка» и при создании карнавальных костюмов выполнять раскрой ткани, используя выкройку. Таким образом, ребята могут прийти на праздник в костюмах, сделанных ими на уроках технологии. Многие изделия носят практический характер (брелок, фруктовый салат, афиша, программка и др.), их можно использовать в качестве подарков, предметов личного пользования. В разделе «Человек и вода» учащиеся знакомятся с видами и конструктивными особенностями мостов, создают макет моста, используют в том числе бросовые материалы (трубочки для коктейля, зубочистки и др.). в процессе изучения темы «Водный транспорт» дети изготавливают модели яхты и баржи из бумаги, конструктора, сравнивают способы создания объёмных фигур из разных материалов. Изделия, навыки работы над которыми могут быть востребованы в дальнейшем, например для приготовления завтрака (изделие «Радугу на шпажке») или оформление праздничного стола (использование техники оригами для складывания салфеток), для организации спектакля, кроме того, при составлении рассказов и при подготовке презентации изделия, используется не только учебник, но и дополнительная информация, полученная из различных источников (книг, Интернета, интервьюирования взрослых и т. д.).

Все эти разнообразные сведения, актуализация личного опыта, непосредственная работа над изделиями с использованием различных материалов позволяют учащимся принять целостность мира и сформировать социально ориентированный взгляд на мир, осуществлять работу в парах, группах, тем самым формировать у детей способность к взаимопониманию, уважению иного мнения. Перед выполнением изделия ребята обсуждают (коллективно или в парах, в группах) замысел проекта, план выполнения работы, материалы, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения изделия, приёмы работы, распределяют обязанности для выполнения изделия. В конце работы над изделием дети осуществляют взаимопроверку, а также взаимо- и самооценку. Всё это в комплексе содействует развитию личностных качеств, формированию умения договариваться, учитывать интересы и потребности других людей. Выполнение учащимися различных видов деятельности, формирует у детей эстетические потребности, развивают цветовое восприятие, гармонию, художественный вкус. Совместная деятельность учащихся при выполнении изделий и проектов обеспечивает сотрудничество со взрослыми и сверстниками, а значит, на деле учит детей помогать друг другу, делиться знаниями, уступать, находить выход из конфликтной ситуации. Учащиеся вспоминают правила безопасного использования инструментов и приспособлений при выполнения изделия, самостоятельно подготавливают рабочее место, заполняют технологическую карту выполнения изделия, затрагивают проблемы экологии, охраны окружающей среды (темы «Фонтаны», «Городской парк», «Океанариум»), проблемы питания («Бутерброды»), этикет.

Условные значки и обозначения в учебнике помогают учащимся распределять время на уроке.

В разделе «Человек и Земля» учащиеся знакомятся с основными видами деятельности человека в инфраструктуре современного города, с понятиями «архитектура», «городские постройки», «парк» и др., учатся осваивать приёмы работы с проволокой, волокнистыми минералами, бисером, соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями, знакомятся с алгоритмом выполнения проекта, выделяют этапы, заполняют технологическую карту. Учатся определять материалы, инструменты, приспособления, необходимые на каждом этапе выполнения, учатся находить приёмы и способы выполнения изделия, оценивать свои умения и способности.

В разделе «Человек и вода» знакомятся с видами и конструктивными особенностями мостов, фонтанов, с профессиями людей, совершают экскурсию в океанариум и создают мягкие игрушки морских обитателей.

В разделе «Человек и воздух» узнают о видах воздушного транспорта, создают модели летательных аппаратов.

В разделе «Человек и информация» знакомятся с видами театральных кукол, устройством театральной сцены и особенностями оформления афиш и программ. Учатся разрабатывать эскизы пальчиковых кукол, создавать декорации и занавес для спектакля.