СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование гласных в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ  

Просмотр содержимого документа
«Чередование гласных в корне»

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ  В КОРНЕ РАХМАТОВА ПАРИЗОДА

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

РАХМАТОВА ПАРИЗОДА

1. А/О лаг – лож О перед Ж, А перед Г поЛОЖить – поЛАГать кас – кос А, если суффикс -а- КОСнуться – КАС а ться

1. А/О

лаг – лож

О перед Ж, А перед Г

поЛОЖить – поЛАГать

кас – кос

А, если суффикс -а-

КОСнуться – КАС а ться

Запомни! Исключения:  отр а сль, р о стовщик, р о сток, Р о стов, Р о стислав рос – раст (ращ) О перед С, А перед СТ, Щ поРОСль, РАСТи, выРАЩенный

Запомни!

Исключения:

отр а сль, р о стовщик, р о сток, Р о стов, Р о стислав

рос – раст (ращ)

О перед С, А перед СТ, Щ

поРОСль, РАСТи,

выРАЩенный

гар – гор О без ударения, А под ударением заГОРать, заГАР Искл.: выГАРки зар – зор А без ударения ЗАРя, ЗОРи, ЗАРево Искл.: ЗОРевать,  ЗОРевой клан – клон; твар – твор О без ударения сКЛОНить,КЛАНяться, поКЛОН; ТВОРю, ТВАРь, заТВОР Искл.: уТВАРь скоч – скак – скач Без ударения: О перед Ч, А перед К. СКАКать, соСКОЧить Искл.: СКАЧок, СКАЧу,  СКАЧите

гар – гор

О без ударения, А под ударением

заГОРать, заГАР

Искл.: выГАРки

зар – зор

А без ударения

ЗАРя, ЗОРи, ЗАРево

Искл.: ЗОРевать,

ЗОРевой

клан – клон; твар – твор

О без ударения

сКЛОНить,КЛАНяться,

поКЛОН; ТВОРю,

ТВАРь, заТВОР

Искл.: уТВАРь

скоч – скак – скач

Без ударения: О перед Ч, А перед К.

СКАКать, соСКОЧить

Искл.: СКАЧок, СКАЧу,

СКАЧите

плов – плав – плы О только в словах: ПЛОВец, ПЛОВчиха, ПЛОВцы. ПЛАВучий, поПЛАВок, ПЛЫву, жук-ПЛЫвун

плов – плав – плы

О только в словах:

ПЛОВец, ПЛОВчиха,

ПЛОВцы.

ПЛАВучий, поПЛАВок,

ПЛЫву, жук-ПЛЫвун

равн – ровн О в значении ровный, гладкий сРОВНять, подРОВНять А в значении равный, одинаковый, наравне уРАВНять, сРАВНить Искл.: р а внина,  р а внение,  р а вняться моч – мок – мак О перед Ч в значении мокнуть, пропускать, впитывать жидкость МОЧить, проМОКать, выМОКнуть А в значении макать в жидкость МАКать, обМАКнуть

равн – ровн

О в значении ровный, гладкий

сРОВНять, подРОВНять

А в значении равный, одинаковый, наравне

уРАВНять, сРАВНить

Искл.: р а внина,

р а внение,

р а вняться

моч – мок – мак

О перед Ч в значении мокнуть, пропускать, впитывать жидкость

МОЧить, проМОКать,

выМОКнуть

А в значении макать в жидкость

МАКать, обМАКнуть

2. Е/И соб е ру – соб и рать сд е ру – сд и рать зап е реть – зап и рать ст е реть – ст и рать ум е реть – ум и рать заст е лить – заст и лать выж е гший – выж и гать бл е стеть – бл и стать выч е т – выч и тать Искл.: соч е тать, соч е тание,  от слова ч е та бер – бир дер – дир пер – пир тер – тир И, если мер – мир за корнем стел – стил ^ а жег – жиг блест – блист чет – чит

2. Е/И

соб е ру – соб и рать

сд е ру – сд и рать

зап е реть – зап и рать

ст е реть – ст и рать

ум е реть – ум и рать

заст е лить – заст и лать

выж е гший – выж и гать

бл е стеть – бл и стать

выч е т – выч и тать

Искл.: соч е тать, соч е тание,

от слова ч е та

бер – бир

дер – дир

пер – пир

тер – тир И, если

мер – мир за корнем

стел – стил ^ а

жег – жиг

блест – блист

чет – чит

3. А (Я)/ИМ, ИН жа – жим ня – ним ча – чин мя – мин кля – клин В корне -им- ,-ин-, если суффикс -а- пож а ть – пож и мать сн я ть – сн и мать нач а ть – нач и нать прим я ть – прим и нать прокл я сть – прокл и нать

3. А (Я)/ИМ, ИН

жа – жим

ня – ним

ча – чин

мя – мин

кля – клин

В корне -им- ,-ин-, если суффикс -а-

пож а ть – пож и мать

сн я ть – сн и мать

нач а ть – нач и нать

прим я ть – прим и нать

прокл я сть – прокл и нать

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ!  УПРАЖНЕНИЕ 1. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне . 1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_саловообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении. (С.Алексеев)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ! УПРАЖНЕНИЕ 1.

  • Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне .

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_саловообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ!  УПРАЖНЕНИЕ 2.   Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.    а) е – и Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ! УПРАЖНЕНИЕ 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

  а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!