Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием гласных»
Бекітемін
Класс: 5 «А», «Б», «В», «Г». Русский язык. Дата: 12-13.01.2017
Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных
Цель урока:
Образовательная: выяснение условий написания изучаемых корней;
овладение способа выбора о/ а в -лаг- – -лож-, -кос- - -кас-;
Развивающая: развитие образного и логического мышления, речи учащихся;
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент: Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
II. Опрос домашнего задания
III. Переход к изучению нового материала
-Послушайте стихотворение
Если видим суффикс –а-,
В корне пишем А всегда:
Прикасаюсь- прикоснусь,
Не касаюсь, не коснусь.
Полагаю – положить,
Излагаю - изложить
Слово полог - исключенье,
Никакого в том сомненья.
А коса, косой, косить
Как пример не приводить.
-Чтобы лучше запомнить, прочтём стихотворение хором.
-Попробуйте определить тему урока. Для этого вспомните слова которые я(Гласные О-А в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.)
-Запишем тему урока: «Правописание корней с чередованием гласных»
- В каких случаях мы пишем в этих корнях О, а в каких А? (Если за корнем следует суффикс –А-, пишем А, если нет, пишем О)
- Покажите мне, пожалуйста, пальчиком, в каком месте таблицы дана информация о правописании корней -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-?
- К какой группе они принадлежат? (Слова с чередованием, выбор гласной зависит от суффикса -а- под ударением)
- Не забывайте об омонимичных корнях. Что такое омонимы? (Слова одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению)
- Какие слова из стихотворения являются омонимами? (Коса, косой, косить)
Основные значения корня с чередованием -кос- – -кас-:
Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь:
Шайба коснулось ворот.
Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме:
Это тебя не касается.
Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь:
Тренер коснулся вопроса дисциплины.
ІV. Закрепление нового материала
Упражнение 223, 224, 225
V. Домашнее задание упражнение 228, выучить правилу на стр. 96
VІ. Итоги урока.
VІІ.Оценивания