I. Организационно-мотивационный момент Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи. 1. Постановка цели и задач урока. | Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока. Слайд 2 Взгляните на этот красивый цветок. Все знают из каких частей он состоит? Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? Так и человек без «корней», то есть без семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень. Почему? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Записывают в рабочих тетрадях число, классная работа. Цветы, листья, стебель и корень. Без корня. Он содержит в себе главное, что есть в слове, - его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое. | Регулятивные: развитие самоконтроля; формулирование целей, задач урока. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке. | Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о буквах Е-И, О-А в корнях с чередованием. Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны? Что такое чередование? От чего зависит правописание гласных в корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос-? А -раст (ращ)-/-рос? От чего зависит правописание гласных в корнях -бир-/-бер-, -пир-/-пер-, -мир-/-мер, -тир-/-тер- и т.д.? А в корнях -гар-/-гор-? Прочтем слова, назовем корни и чередующиеся в них гласные. Слайд 3 СобИрать - собЕру ЗапИрать - запЕреть ОтдИрать - отдЕру ЗамИрать - замЕреть БлИстать - блЕстеть ЗастИлать – застЕлить Запишите эти слова в тетрадь, выделите корни с чередующимися в них гласные. Сделайте вывод о написании корней с чередованием. А теперь я хотела бы вам предложить шутливое правило для лучшего запоминания. Слайд 4 Если после корня –А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? ВытИрай! Запишем в тетрадь. | Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне. Чередование — это замена звуков, гласных или согласных, в одной и той же части слова при изменении его или при образовании нового слова. Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О. В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного перед с пишется буква О , перед ст, щ – буква А. Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е. Гласные в корне с чередованием -гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный - это буква «а», безударный - буква «о». Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е. | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к изучению русского языка в целом. Регулятивные: контроль и самоконтроль; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний. |
III. Включение изученного в систему знаний. Цель этапа: Мотивировать учащихся к деятельности, координировать деятельность учащихся, контролировать выполнения заданий. Физминутка | Запишите словосочетания по диктовку. Выделите корни с чередующимися гласными. Натирать пол, полагаться на друга, убирать квартиру, гористая местность, запереть дверь, вытереть посуду, замер от ужаса, вырос на грядке, протирать глаза, уберешь посуду. Проверим. Лингвистическая физминутка. «Хлопок». Слово с И – хлопок. 1)Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2) Смерть чинов не разбирает. 3) Солдат службы не выбирает. 4) Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 5) Не знаешь, где найдешь, где потеряешь. 6) Не задирай нос высоко – споткнешься. 7) Не силой дерутся – умением. Какие предложения я сейчас прочла? Кто является автором пословиц? К какому жанру литературы относятся пословицы? Слайд 5 Выборочный диктант. Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, кто автор этих строк. На девичник соб..раясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приб..рет и приготовит. Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой ут..раясь… Видишь ли ты палку эту? Выб..ри любую мету. Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, зам..рает. Фарлаф с боязнию глядит; в тумане ведьма исчезает, в нем сердце зам..рло, дрожит. Конь уп..рается, дрожит… Месяц под косой бл..стит, а во лбу звезда горит. Работа с текстом. Прочитайте внимательно текст . Слайд 6 Над городом разг..ралась утренняя з..ря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик..снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Город, оз..ренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа оз..ряется добром, теплом, светом. В сердце заг..рается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству. О чем этот текст? Назовите основную мысль текста. Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? Как называют человека, который любит Родину искренней любовью? Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы, подчеркните их, выделите корень. Проверим, что у вас получилось. Творческая работа. Составьте и запишите словосочетания на тему: «Родной город», используя слова с чередованием гласных в корне. Обозначьте орфограмму, главное и зависимое слова. | Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Натирать пол, полагаться на друга, убирать квартиру, гористая местность, запереть дверь, вытереть посуду, замер от ужаса, вырос на грядке, протирать глаза, уберешь посуду. Пословицы. Пословицы создаются простым народом. Пословица – это малый жанр фольклора. Распределяют слова в зависимости от орфограммы в два столбика. Собираясь Приберет утираясь выбери замирает замерло упирается блестит Разгоралась, заря, блистая, прикоснулись, зарослях, подрастающие, озаренный, озаряется, загорается. О красоте родного города. Патриотизм. Патриот. Составляют словосочетания. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»; развитие эстетического вкуса. Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |
IV. Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. | Что мы повторили на сегодняшнем уроке? Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Выставление оценок за работу на уроке. Слайд 7 Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно. (Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы). | Правописание корней с чередующимися гласными. Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. | Личностные: развитие умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |