муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Маркинская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области
Проверочная работа по русскому языку
для учащихся 6 класса
Тема: «Чередующиеся гласные
в
корне слова»
Работу выполнили:
Горбанева Е.Л., учитель русского языка и литературы, МБОУ Маркинской СОШ, ст. Маркинская, Ростовская обл.
[email protected], т. 89185686421
Савельева Г.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Маркинской СОШ, ст. Маркинская, Ростовская обл. [email protected], т.89896245497
Проверочная работа по русскому языку
для учащихся 6 класса
Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова»
Цели:
Проверить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корне слова», умения применять изученные алгоритмы на практике, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок по данной теме. Формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы. Систематизировать понятие о типах орфограмм, развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограмм. Продолжить работу по развитию речи.
Комментарии по выполнению заданий и их оценки
Проверочная работа предназначена для учащихся 6 класса и содержит 16 вопросов и заданий по теме: «Чередующиеся гласные в корне слова». Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности.
Уровень А – базовый (задания 1-4).Учащимся необходимо списать текст, вставив пропущенные буквы, озаглавить его, выписать из текста слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Уровень В – более сложный (задания 5-15). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного – двух слов, сочетания букв, цифр)
Уровень С – повышенной сложности (задание 16). При выполнении задания требуется написать творческую работу – продолжение текста с использованием чередующихся гласных в корне слова.
Работа рассчитана на 45 минут.
Критерии оценки ответов
За каждое правильно выполненное задание уровня А начисляется 1 балл (за каждую правильно вставленную букву 1 балл, за задание 2-4 – по1 баллу). За задания уровня А учащийся может получить максимальный балл -15.
За каждое правильно выполненное задание уровня В начисляется от 1 до 2 баллов,(№ 5,6,7,8,10,11,12- начисляется по 1 баллу), а задания (№ 9,13,14,15 - начисляется по 2 балла). Максимальное количество баллов за уровень В -15 баллов.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую творческую работу.
Критерии оценивания ответа к заданию С. | |
1.Содержание ответа Является продолжением исходного текста Продолжение не соответствует теме | 1 0 |
2.Речевое оформление ответа Соблюдение смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи | 1 0 |
3. Грамотность Соблюдены орфографические нормы Допущена 1 ошибка Допущено более 2 ошибки | 2 1 0 |
4. Пунктуация Соблюдены пунктуационные нормы Допущено 1 ошибка Допущено более 2 ошибки | 2 1 0 |
5. Языковые нормы (грамматические ошибки) Соблюдены языковые нормы Допущено 1 ошибка Допущено более 2 ошибки | 2 1 0 |
6. Речевые нормы Соблюдены речевые нормы Допущено 1 ошибка Допущено более 2 ошибки | 2 1 0 |
7. Выполнение дополнительного задания к творческой работе использовал слова с чередующимися гласными не использовал слова с чередующимися гласными | 1 0 |
Максимальное количество баллов | 13 баллов |
Система оценки.
80 % от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60 – 80% - оценка «4»
40 – 60% - оценка «3»
0 – 40% - оценка «2»
Проверочная работа
Чередующиеся гласные в корне слова
Вариант 1
Вставьте пропущенные буквы, запиши текст.
(1)С…седские ребятишки предл…жили нам пойти с ними на рыбалку. (2)Соб…рались мы весь вечер, приг…товили удочки, приманку.
(3)Солнце едва пок…залось над г…ризонтом, когда мы отправились на речку. (4)Его лучи едва к..сались в…рхушек деревьев, и они приобретали причудливые оч…ртания.(5) (6)В низинах ещё расст…лался туман.
(7) Узкая дорожка прив…ла нас к речке.(8) Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно осв…жал лицо.(9) Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Озаглавьте текст
Выпишите из текста слова с непроверяемыми безударными гласными
Выпишите из предложений 3 – 6 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением
В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова
соседские, предложили
собрались, приготовили
показалось, горизонтом
заблестели, расстилался
Найдите лишнее слово
очертания
отрастить
замереть
собирались
Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия звука, следующего за корнем
вспомнить
касание
броситься
откликнуться
Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от места ударения
р…стение
заг…родный
заг…рать
г…рный
Найдите лишнее слово
р…стовщик
р…стение
отр…сль
р…сток
В каком слове пишется буква А
отр…сль
подр…сли
к…снуться
разг…реться
В каком слове пишется буква И
расст…лить
зат…реть
отп…реть
разб…рать
В каком слове пишется буква О
з…рница
г…рящий
прик…саться
оз…рение
Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку.
Из данных ниже предложений выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова
На траве заблестели капельки росы, в в прибрежных камышах зашевелились утки. К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.
В слове КАСАЛИСЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
от суффикса, стоящего после корня;
от ударения;
от согласной, на которую оканчивается корень;
от проверочного слова
Допишите продолжения текста (задание 1), используя слова с чередующимися гласными в корне слова.
Проверочная работа
Чередующиеся гласные в корне слова
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, запиши текст.
(1) На небе разг…рается з…ря. (2) Я проб…раюсь узкой дорожкой через густую рожь. (3) Т…желые колосья к…саются лица и будто стараются уд…жать меня.(4) Из прид…рожных зар…слей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. (5) Подн…мается солнце, и его лучи осв…щают далекие п…ля, прибрежные кусты возле речки. (6) Вот и лес. (7) Я предпол…гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. (8)Мои предпол…жения оправдались. (9). Ягоды буквально уст…лали л…сные поляны.
2. Озаглавьте текст.
3. Выпишите из предложения 4 слова с непроверяемой безударными гласными.
4. Выпишите из предложений 3-6 слова с безударными гласными, проверяемыми ударениями.
5. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?
1) разгореться, пробираюсь
2) тяжелые, касаются
3) заря, дорожка
4) предполагал, лесные
6. Найдите лишнее слово.
1) зарастать
2) приложение
3) постелить
4) освещают
7. Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия звука, следующего за корнем.
1) заря
2) остановиться
3) затирать
4) разгорается
8. Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от места ударения.
1) г…рсточка
2) подг…ревший
3) г…ревать
4) предг…рье
9. Найдите слово – исключение
1) р…стение
2) выр…щенный
3) отр..сль
4) подр…сли
10. В каком слове пишется буква А?
1) г..рение
2) р…сток
3) пор..сль
4) к…сание
11. В каком слове пишется буква И?
1) раст…рание
2) ст…литься
3) зам…реть
4) отт…реть
12. В каком слове пишется буква О?
1) к…сательная
2) оз..рять
3) перег…реть
4) соприк…саться
13. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Над замком нарисовался тонкий серп луны, загорелись звезды.
14. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Тяжелые колосья касаются лица и будто стараются удержат меня.
15. В слове ЗАРОСЛИ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова;
16. Допишите продолжения текста (задание 1), используя слова с чередующимися гласными в корне слова.
Ключи к заданиям
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В-1 | соседские горизонт приготовили | показалось верхушек очертания | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | предложили | заблестели | 1 |
В-2 | дорожка перепелка выпорхнула придорожных | тяжелые удержать освещают поля | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | загорелись | касаются | 3 |
12