СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье- одна из самых больших жизненных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»























Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни



























Учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 6 г. Ноябрьска

Верясова Наталья Васильевна







Здоровье - дона из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека - научиться его сохранять. разумно и бережливо расходовать.

К факторам, нарушающим здоровье, относятся инфекции, переохлаждение и перегревание

организма, неправильное питание и недостаток движения, травмы, употребление алкоголя и курение,

отравления, различные виды облучения.

Сохраняют и укрепляют здоровье физическая активность и закаливание организма. Они

повышают работоспособность, стимулируют зашитно-приспособительные реакции организма. Физические упражнения имеют большое значение не только в предупреждении. но и успешном лечении различных заболеваний. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка самому воздействовать на функции организма, используя при этом свои чувства, эмоции и мысли. И на первом месте здесь используются игры на развитие внимания «Разведчики», «Так итак», «Вызов номеров» и др. затем игры на удержание внимания на определенной работе - бессмысленное верчение пальцев в игре «пальцы». И, наконец, психотехническое упражнение «Муха». Играющие должны, неотступно мысленно следя за передвижениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы

игрового поля из девяти квадратов.

Известно, что физические упражнения полезны для здоровья. Бег улучшает кровоток во всех

внутренних органах. Заметные положительные изменения наблюдаются после систематических беговых занятий в состоянии нервной системы. Улучшаются зрение и слух, преобладает положительное эмоциональное состояние, значительно повышаются мыслительные возможности, возрастает объем и лучше запоминается информация, улучшается сон.

Езда на велосипеде укрепляет мышцы рук и ног, развивает силу, ловкость и выносливость. Плавание, как бег и катание на велосипеде, оказывает благотворное влияние на сердечно­сосудистую систему, способствует повышению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности.

Оздоровительный эффект может быть доступен только при условии сочетанного применения

четырех разных по целевой установке видов физических упражнений:

  • формирующих (развивающих и поддерживающих):

  • восстановительно-рекреационных:

  • подготовительно-стимулирующих:

  • локомоторно-активизирующих.

Формирующие упражнения создают необходимую массу мышечной ткани. функционально

обеспечивающей не только движение тела, но и производство энергии. Мышцы – это, образно говоря, теплоцентраль. Мышечная система обеспечивает корсетную функцию всех органов и систем организма. Недостаточность мышечной ткани ведет к развитию болезней обмена веществ – диабета, ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни. Недостаточность же корсетной функции проявляется в первую очередь болезнями позвоночника - нарушением осанки, плоскостопием, нарушением функций органов брюшной полости, функции деторождения и прочее.

Состояние мышечной системы оценивают силовыми тестами. Поэтому можно утверждать. что определенный уровень силы (нормативный) является фактором. предупреждающим развитие указанных заболеваний и обеспечивающим локомоторную и энергообразовательную функции организма. Четыре - пять силовых тестов характеризуют силу всех основных мышечных групп – рук, спины, брюшного пресса, и ног. Необходимы так же упражнения для мелких мышечных групп шеи, глаз, свода стопы, кистей рук, причем как статические, так и динамические.

Доза динамических упражнений на одном занятии характеризуется следующими параметрами

интенсивности объема:

• величина сопротивления с предельно возможным числом повторений в одном подходе 8-1 О (дает оптимальный прирост мышечной массы и ее поддержание на должном уровне):

• метод выполнения силовых упражнений должен быть повторно-серийным. в двух-трех сериях: 4' упражнения выполняются до отказа в каждой серии:

интервал отдыха между сериями 60-90с: отдых не должен давать полного восстановления. повторные серии (вторая и третья) выполняют на неловосстановлении и соответственно с меньшим числом повторений. чем в первой серии.

Доза статических силовых упражнений определяется тремя параметрами:

  • продолжительностью удержания.

  • количеством повторений;

  • продолжительностью интервалов между повторениями.

Рекомендуются следующие величины: удержание позы не менее 6с и не более 40 с: длительность интервалов отдыха 6-1 Ос: количество повторений 2-4.

Указанная однократная (на одном занятии) доза нагрузки должна повторятся 3-4 раза в неделю.

Очередное воздействие должно накладываться на след предыдущего через 48- 72 часа для суммирования. После 72 часов след от воздействия физической нагрузки резко слабеет. и поэтому двухразовые занятия значительно менее эффективны. чем трехразовые.

Упражнения для глаз. шеи. мелких суставов стоп. кистей можно выполнять в интервалах отдыха между основными силовыми упражнениями или самостоятельно во время утренней гимнастики. физкультурных пауз и т.п.

Силовые упражнения. как динамические. так и статические. выполняемые с полной амплитудой движения в суставах. способствуют так же развитию гибкости.

На уроках физической культуры силовые упражнения. в зависимости от темы занятий. выполняют во вводной и основной частях урока.

Не менее важным. чем сила. двигательным качеством для здоровья человека является выносливость. Люди с нормативным уровнем выносливости значительно менее подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. болезням легких. ожирению. диабету. Однако повышение выносливости выше нормативного уровня не ведет к дальнейшему снижению заболеваемости. Наоборот. высокий уровень выносливости. позволяющий успешно выступать в различных соревнованиях на стайерских и марафонских дистанциях. очень часто приводит к болезням опорно­двигательного аппарата. снижает потенциал имумнозащитной системы организма и тем самым снижает устойчивость к инфекционным и аллергическим реакциям.

Для нагрузок. направленных на развитие выносливости. наиболее информативным показателем является частота сердечных сокращений. т.к. она характеризует степень воздействия упражнения на аэробную систему организма. Оптимальная интенсивность циклических упражнений. выполняемых равномерным методом. составляет для школьников 150-160 уд/мин. Снижение интенсивности резко снижает тренировочный эффект и для компенсации требует значительного повышения объема.

Двигательные качества. такие как быстрота. ловкость и гибкость в здоровье человека имеют меньшее значение. чем выносливость и сила. Вместе с тем они необходимы для бытовой и профессиональной деятельности человека. Для развития и поддержания достигнутого уровня быстроты эффективны и достаточны подвижные и спортивные игры. проводимые 2-3 раза в неделю на уроках физкультуры.

Для поддержания достаточного уровня гибкости необходимы упражнения на развитие возможно большего числа суставов (плечевого. локтевого. тазобедренного. голеностопного. стопы). выполняемые с полной амплитудой.

Ловкость тренируется практически всеми упражнениями на развитие силы, выносливости. быстроты и гибкости. Особо направленный эффект дают спортивные и подвижные игры. упражнения на равновесие.

Восстановительно-рекреационные упражнения применяют с целью снять утомление. нагрузки. связанных с профессиональной или бытовой деятельностью. может стать причиной возникновения болезней. Например, позднее утомление школьников на уроках может привести к развитию нарушений осанки и остеохондрозу. а утомление зрения - к возникновению близорукости. Для восстановительно- рекреационных упражнений. так же, как и для формирующих. важна структура и доза их использования. Восстановительно-рекреационные нагрузки дозируют с учетом их подразделения на ежедневные. еженедельные и ежегодные.

. Ежедневные. в свою очередь. можно подразделить на два вида: физкультпаузы и прогулки на

свежем воздухе с играми. Для физкультпаузы подойдет формула: час посидели - 5 мин упражнений. Выполнять движения для всех суставов, а также дыхательные и для мышц глаз.

Прогулки и игры на свежем воздухе для младших школьников должны быть не менее двух часов. для среднего и старшего возраста не менее одного часа.

Еженедельные восстановитеrьно-рекреационные нагрузки - это туристические походы в выходной день. рыбалка. работа на садово-огородном участке. сбор грибов и ягод.

Ежегодные пребывание в оздоровительном лагере. участие в туристических походах. работа на садово-огородном участке и т.п.

Все восстановительно-рекреационные нагрузки выполняют с умеренной интенсивностью. в объеме не вызывающем значительного утомления. Поэтому они не оказывают существенного влияния на развитие двигательных качеств. Выраженный оздоровительный эффект этих нагрузок имеет другой механизм, связанный со снятием утомления умственного. позднего. органов зрения (профилактика неврозов. нарушений осанки. остеохондрозов, близорукости и т.п.).

Из подготовительно-стимулирующих нагрузок особо важное значение для здоровья имеет утренняя гимнастика. стимулирующая обменные процессы в организме. особенно в мышечно­эндокринной. сердечно-легочной системах. что важно для их нормального функционирования и устойчивости к болезнетворным факторам. Доза утренней гимнастики должна быть не менее 1О мин.

Локомоторно-активирующие нагрузки необходимы организму для работы мышечного насоса - важного фактора кровообращения. который на ряду с сердечным насосом работает для продвижения по нему венозной крови. тканевой жидкости. а так же способствует активизации процессов в мышечной ткани. стимуляции нервно-эндокринной системы. желудочно-кишечного тракта. Работа мышечного насоса и соответствующая активизация тканевого обмена так же необходимы организму. как сон. В первом случае создаются условия для катаболических процессов (активизации обмена), во втором - для анаболических (формирование тканевых структур). Локомоторно-активируюшие нагрузки - это движения. в которых участвуют крупные мышечные группы. Интенсивность нагрузки по частоте сердечных сокращений более 90 уд/мин.

Часто заболевания внутренних органов возникают из-за нарушений осанки. Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку. Дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких. не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. В итоге могут возникнуть самые разные заболевания легких. организм ослабляется и становится подверженным простудным заболеваниям.

Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения. формирующие правильную осанку. Особенно важно проводить работу в данном направлении со школьниками младшего возраста. Не всегда мышцы детей этого возраста справляются с задачами поддержания правильной позы. Это происходит из-за их быстрого утомления и необходимости

частого отдыха. Как известно младшие школьники вынуждены долго сидеть неподвижно. и мышцы не получают необходимого им расслабления и отдыха. Чтобы предотвращать нарушения осанки. нужно прежде всего укреплять мышцы. а так же воздействовать на позвоночный столб для устранения его возможных искривлений. Это может быть в частности. достигнуто при помощи упражнений хатха-йоги. При регулярном выполнении несложного комплекса. дефекты осанки уменьшаются.

Выполнять комплекс упражнений рекомендуется на уроках физической культуры с младшими школьниками. Для этого не требуется специального оборудования. Упражнения выполняются в полной тишине. любые движения и разговоры исключаются. В комплексе для коррекции осанки предлагаются 7 упражнений. которые успешно осваиваются младшими школьниками. Здесь и потягивание. и наклоны. и прогибание в упоре лежа. и наклоны сидя на полу, и выпады. Эффект от выполнения упражнений можно ожидать только при систематическом и продолжительном их использовании.

Как средство повышения защитных сил организма используется закаливание. Закаливание воздухом рекомендуется начинать с 10-15 мин при температуре +20* С. при слабом ветре или без него. Затем постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность на 5 мин ежедневно и в итоге довести до 2- 3 часов. Хорошо сочетать воздушные ванны с гимнастическими упражнениями.

Закаливание холодной водой нужно начинаться весной и летом. а продолжать осенью и зимой Определяющим фактором является температура волы. Основные виды - обтирание. обливание. душ. купание. Короткие водные процедуры повышают работоспособность. С их помощью может быть приобретена высокая устойчивость организма к холоду и простудным заболеваниям.

Солнечные ванны. Главное оздоровительное значение солнечных ванн состоит в бактерицидности. н повышении сопротивляемости организма к простудным и другим

болезнетворным факторам. Лучшее время - после обеда. Полезно сочетать с купанием в реке и играми. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах. Так же способствует укреплению здоровья хождение босиком. На поверхности стопы имеются множество температурных рецепторов. которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей. а так же практически со всеми внутренними органами. Таким образом. при ходьбе босиком осуществляется массаж внутренних органов.

Таким образом. через знания и навыки. полученные на уроках физической культуры учащиеся

приобщаются к -здоровому образу жизни.